План преобразования России. Часть 20
Эффективность государственного управления
Наиважнейшим фактором достижения успехов государственного управления является его эффективность. «Популистское заявление», — скажете Вы, и будете отчасти правы. Поэтому я эту тему оттеню своим практическим опытом.
Несколько первых лет, скажем, около 10-ти, я, занимаясь бизнесом, работал по 16 часов в сутки. Работы было много, работающих на предприятии тоже, а вот результат в денежном выражении лично для меня был очень мал. Естественно, что я надорвался. Меня стало тошнить от ответственности за людей, необходимости обеспечивать зарплату сотрудников и вообще просто решать проблемы. Начались физиологические нарушения, которые едва не превратили меня в инвалида. Жена, мудрая женщина, уговорила меня бросить работу, и я целый год ничего не делал: только лечился и отдыхал. Вот тогда мне и открылись некоторые истины…
Во-первых, если и заниматься каким-то делом, то только крупным. Количество сил и действий, затрачиваемых на маленький и большой бизнес, одно и то же, а вот результат различается в разы. Если уж терять здоровье, то пусть хотя бы на хорошее лечение деньги будут заработаны.
Молодой человек, у которого сил не меряно, может их транжирить. Человек уже не молодой, или заболевший вынужден рассчитывать свои силы на целый день, неделю, месяц, или год. Поэтому, во-вторых, в день я стал выполнять одно, но принципиально важное дело. Это правило я неукоснительно соблюдал много лет. И вы удивитесь, как много, оказывается, можно сделать за жизнь, если делать всего-то одно дело в день, при условии, что оно важное.
Естественно, что, в-третьих, мне пришлось научиться выделять из совокупности дел наиважнейшие, так сказать, определять контрольные точки. Воздействие на контрольную точку отличается тем, что результат проявляется сразу. Конечно, требуются помощники, специалисты, которые проект доведут до завершения, но на самом деле любой проект совершается в голове разработчика: идея, план и одно единственное действие – вот все, что нужно для получения желаемого результата. Это и называется эффективностью: минимум действий и максимально возможный результат.
План преобразования России, который я пишу, создается по принципу эффективности. Всего лишь несколько действий – и экономика России начнет расти. Если, конечно, эти действия выполнить. Естественно, что и при других действиях экономика тоже может начать расти. Просто данный план – это мое видение порядка последовательности действий.
Правительству России тоже необходимо научиться эффективному государственному управлению. Следует разработать несколько ключевых действий, которые будут направлять экономику в ту, или иную сторону. То же касается и кризисов. Их всего-то три вида и несколько десятков разновидностей. Учитывая особенности этих трех видов, можно разработать, причем заранее, уже сейчас, элементарные инструкции по действиям правительства и Центробанка при наступлении того, или иного кризиса. То же касается подъема-спада экономики, инфляции, развития отраслей и так далее…
Это все равно, что управлять машиной: изучи все рычаги, педали и колеса, а дальше просто управляй! Как только инструкция по управлению будет написана, а она должна быть написана – управлять экономикой России сможет любая команда правительства. Тогда премьер-министр не будет в отчаянии кричать с экранов телевизоров: «Помогите, кто знает, что делать!» Все будут знать, что делать. Если сами не можете написать такую инструкцию – наймите профессионалов. Они есть.
Пока же я наблюдаю большое количество неэффективных действий правительства, хоть справедливости ради следует отметить, что и эффективные тоже есть. Наконец-то российское правительство начало ежемесячно устанавливать размер учетной ставки. Весь мир занимается этим уже очень давно. А вот мы почему-то занялись этим всего-то год назад по-хорошему. Что мешало применить опыт других государств ранее? Ничего, кроме лени! Правда, пока неясен смысл регулирования учетной ставки так, как это делает российское правительство.
Учетная ставка – это размер процентов, под которые коммерческие банки могут взять деньги на небольшой срок у Центробанка, если, конечно, Центробанк «дружит» с этим банком. Торги Центробанком проводятся постоянно на регулярной основе, и потому при небольших колебаниях учетной ставки катаклизмов не возникает. Размер учетной ставки влияет на два основных экономических показателя: инфляцию и деловую активность.
При уменьшении учетной ставки увеличивается инфляция, так как растет деловая активность. Деловая же активность увеличивается из-за более дешевых кредитов, которые могут позволить себе выдавать коммерческие банки. Предприятия с удовольствием берут дешевые кредиты, переоснащают производства, строят новые заводы, создают рабочие места, увеличивают платежи в бюджет. Люди начинают получать больше денег, покупательская способность растет, растут и цены.
Наоборот, при увеличении учетной ставки стоимость кредитов растет, предприятиям невозможно становится инвестировать с прибылью, и экономика тормозится. Естественно, сокращаются рабочие места, уменьшаются зарплаты, но и инфляция понижается.
Как видите, довольно трудно одновременно и инфляцию держать на допустимом уровне, и деловую активность в экономике страны. Именно поэтому все страны с рыночной экономикой очень серьезно подходят к вопросу установления учетной ставки. К примеру, в Европе и США учетная ставка, как правило, не превышает 1 – 2%. Китай держит свою ставку на уровне 4 – 5 %. У России, как вы понимаете, свой особый путь. Наши ставки ни разу не опускались ниже 8%, но это в годы экономического подъема, где-то между 2000 и 2008 годами. В основном же учетная ставка (ранее называвшаяся ставка рефинансирования) была выше этого значения.
В России, как вы знаете, к большому сожалению, и инфляция ежегодно растет, и деловая активность не повышается. Странное положение вызвано неправильными и непродуктивными мерами управления экономикой.
В конце 2014 года правительство, напуганное падением цен на нефть и резким ослаблением курса рубля, повысило размер учетной ставки до 17%. Конечно, такой скачок был вызван паникой в правительстве, непониманием ситуации. Никакой объективной необходимости в таком резком увеличении ставки не было. Отметим, что уже 7 лет учетная ставка высокая, кредиты предприятия не берут. Банки просто не дают кредитов юридическим лицам. Забавно смотреть, с какими невинными глазами Греф и другие представители крупных банков открыто лгут по этому вопросу президенту и всему народу в средствах массовой информации.
К сожалению, российское правительство так пока и не научилось эффективно управлять экономикой с помощью учетной ставки. Например, при наступлении кризиса 2008 года все ведущие страны уменьшили учетную ставку, чтобы поддержать экономику, произвели выкуп ценных бумаг, чтобы поддержать финансовый рынок, и, в крайнем случае, поддержали один ведущий банк страны. Россия ставку рефинансирования не снизила, вместо этого закачала деньги в банки (как бы с целью сохранения финансовой системы страны – видите различие в подходе?), которые с их помощью обрушили курс рубля и сразу же прекратили всякое кредитование предприятий: а зачем? Они на изменении курса рубля заработали на 2 года вперед. А потом еще раз обрушили курс рубля – и снова заработали на этом; а потом и еще раз, и даже не раз… В результате экономика страны потеряла банковскую систему на долгие 7 лет. Но вина в этом не банков, а правительства: именно оно совершило действия, которые и привели к таким плачевным результатам. Сейчас правительство, вместо того, чтобы провести работу над ошибками и изменить принципы управления, уничтожает банковскую систему в принципе, монополизируя рынок, как бы делая его более послушным, а на самом деле – создавая еще одну монополию. Этим действием порождается еще одна ошибка в управлении экономикой страны, которая приведет в результате к еще большим проблемам.
Во всем мире в обязательном порядке применяется одно из самых эффективных действий развития экономики. Оно называется «Борьба с монополиями». В России же своя игра, и она называется «Создание монополий» и «Заигрывание с монополиями». Видите разницу?
Монополии – это угроза любой экономике независимо от того, страна бедная, или богатая. Любое государство в результате появления монополий становится зависимым. К примеру, один лишь раз за всю новейшую историю России монополиям не позволили поднять цены, и сразу же те перешли в наступление: к примеру, были отменены пригородные электрички, что привело к недовольству граждан; ряд компаний объявили о сворачивании ряда инвестиционных программ и так далее. Понадобилось вмешательство президента, что показало якобы его силу, а на самом деле зависимость от монополий. Видимо, Путин не простил Якунину подставу, да, в общем-то, и правильно. Только подобными мерами эффективной экономики не выстроишь.
Монополии как бы помогают правительству управлять финансовыми потоками страны… Я полагаю, так считает руководство страны, защищая и сохраняя эту систему. Действительно, все монополии загружены некоторыми убыточными проектами, имеющими большое социальное значение. Но эта плата ничтожна по сравнению с получаемыми ими выгодами – поэтому они с удовольствием ее платят. Как платил Абрамович, руководя Чукоткой. Как платит Газпром, проводя газ в удаленные регионы. Как платит РЖД, поддерживая невысокие цены для некоторых категорий населения и сохраняя незаполняемые рейсы.
По сравнению с ежегодным увеличением цен монополиями на 10 – 15%, а то и более, данные жертвы мизерны. В реальном секторе экономики не поднимали цен вот уже около 7 лет! Сравните, за какую сумму вы подстригались в 2008 году и сегодня? Примерно за одну и ту же. Сколько вы тратили на мобильную связь? Примерно столько же. Сколько стоила аренда офисных помещений? Те же деньги.
Однако, несмотря на стабильность цен в рыночном секторе, инфляция ежегодно съедает по 10% доходов граждан, да еще такое же падение курса рубля, вызывающее рост цен на импортные товары – всего 20% в год, да еще увеличение налогов с граждан. Итого потери граждан России составляют в среднем около 30% в год. Как это происходит? Кто это делает, и за счет каких таких действий, а самое главное – из-за кого – страдает и нищает население страны?
Где же спряталась та самая инфляция и падение уровня жизни населения? Оказывается, в двух местах: в падении курса рубля по отношению к основным мировым валютам и ежегодном поднятии цен монополиями. Причем оба случая связаны между собой самым непосредственным образом, невидимым, правда, основной части населения страны из-за умалчивания и недостатка научных исследований в данных областях.
Монополии ежегодно поднимают цены не менее, чем на 10 – 15 %. Часто повышение составляет 25%. То есть каждые 4 – 7 лет мы имеем удвоение цен! Давайте открыто назовем эти товары (услуги):
— электричество
— газ
— тепло
— бензин
— ж/д перевозки
Я этим списком ничего нового не открыл для россиян, правда? Мы все об этом знаем. Не знаем мы другого: повышение цен на эти товары и услуги не вызваны необходимостью, а совершаются лишь из-за отсутствия государственного управления в той области, где оно именно и должно существовать, и вызвано это положение дел слабостью правительства. Монополии повышают цены по привычке, как в старые добрые времена государственные предприятия в Советском Союзе завышали заявки на требуемое количество сырья и комплектующих, подаваемые в министерства для включения в план поставок. Из-за этого металлолом и железобетонные изделия, валяющиеся где попало с советских времен, мы еще далеко не полностью собрали и использовали в дело, хоть прошло уже 25 лет. Это пример неэффективного хозяйствования.
Все монополии хозяйствуют неэффективно по одной причине: им это выгодно! Они раздувают затраты, чтобы показать их увеличение и потребовать повышения цен и тарифов на следующий год. Этой работой (очень большой проблемой) заняты тысячи людей, начиная с руководства этих компаний. Для них это игра такая! Да они особенно-то даже это и не скрывают, хвастаясь высокими зарплатами в средствах массовой информации. А ведь высокий уровень зарплат в монополиях, в том числе государственных, за счет всего остального населения страны – это не достижение, а преступление, так как достигается недобросовестными, неконкурентными способами.
Если сравнить, чем занимаются предприятия, работающие в реальном секторе экономики, то те бьются за снижение затрат на каждую копейку. Им ведь штрафы пожарников и налоговиков никто в тарифы не заложит, и не оплатит. Таким образом, в российской экономике существуют две структуры: хозяйствующие субъекты и проедающие ресурсы страны монополии. Чтобы скрыть свое нежелание что-либо делать, государство называет такие монополии естественными. Конечно, это вранье!
К примеру, поставщики электричества не просто могут, но и должны конкурировать с поставщиками газа за потребителя. Потребитель ведь может выбрать для приготовления газовую плиту, или электрическую, для нагрева воды газовую колонку, или электрическую, или вообще центральное горячее водоснабжение. То же касается котлов отопления домов: они могут быть самыми разными: газовыми, электрическими, угольными, дровяными, на пеллетах, стружке и так далее… В принципе, то, что сделал Чубайс, разделив энергетику страны на три составляющих: генерирующие компании, сетевые и сбытовые, отделив всех друг от друга и допустив на этот рынок некоторое количество свободных игроков, я полностью одобряю. Честно скажу, приватизация ему не удалась, но разрушением энергетической монополии он частично искупил свою вину.
Сейчас правительство должно усилить эту работу и добить монополию электричества. Избавимся хотя бы от одного монстра, проедающего ресурсы страны и ежегодно усиливающего инфляционные процессы. Следует, как и во всех добросовестных странах, обязать подключать всех независимых производителей электрической энергии, и прежде всего от альтернативных источников энергии. Мы выделяемся по подходу к данной проблеме, не входя в число ведущих 50-ти стран, имеющих соответствующие законы.
Так же необходимо сбытовые организации не обязывать иметь свои мощности – им это совершенно ни к чему. Тогда на рынок энергетики смогут выйти, наконец-то, промышленные предприятия, являющиеся основными потребителями электроэнергии. Пусть и через специально создаваемые энергетические компании.
Только так можно разрушить монополию, только так энергетику мы можем перевести в реальный сектор экономики и прекратить повышение цен на электроэнергию, скорее всего – на долгие годы. Вполне возможен даже откат вниз по цене на электроэнергию. Пусть энергетические компании работают над эффективностью ведения бизнеса, а не живут за наш с вами счет!
Естественно, уничтожение одной монополии породит конкуренцию поставщиков электричества с поставщиками газа и тепла, а у железнодорожников выбьет основной довод при поднятии цен – ежегодное повышение цен на электричество. На некоторое время возникнет хаос. Поэтому правительству следует на этот период разработать ряд мер по ослаблению турбулентных явлений. Сделать это несложно. Все нововведения следует вводить поэтапно, на протяжении 3 – 5 лет, в соответствии с опубликованным открыто законодательным актом. Все игроки смогут спланировать заранее свои действия, принять соответствующие решения и разработать планы, предусматривающие спокойный переход к работе в новых условиях.
Решение одной только этой задачи принесет огромную пользу нашей стране. Половина всей инфляция создается пятью основными крупнейшими монополиями, а вторая половина – госкорпорациями. Объявив войну монополиям, переведя пока хотя бы одного из них в рыночный сектор экономики, мы можем уменьшить инфляцию в целом по стране на 10 % от имеющейся без применения каких-либо иных мер. Стабилизация цен на электроэнергию позволит промышленным предприятиям выйти из состояния постоянного стресса, и начнется небольшой, но все же рост промышленного производства. Социальная напряженность населения, подогреваемая постоянным повышением цен, будет ослаблена.
Конечно, есть и более простой и эффективный способ: фиксировано установить размер повышения цен монополистов, к примеру, на три года по 1%, не более. Менее можно. Естественно, вопли разнесутся до небес. Но инфляция будет остановлена. Возможно и одновременное использование обоих действий, но это для сильного правительства, конечно.
А вот бензином позаниматься нужно. По названиям заправочных станций мы можем судить о разделении сфер влияния между производителями. В каждой области расположены АЗС лишь одного или двух производителей. Да и производителей несколько маловато. В стране, насчитывающей большое количество самостоятельных республик, такое положение недопустимо. Одной компании должно принадлежать не более 35 % АЗС в любом из регионов. То есть игроков должно быть на территории области, края, или республики не менее 3-х, а лучше больше. Можно обязать собственников в течение 3 лет продать АЗС до достижения его присутствия на рынке региона 35%. В этом случае у нас появится какая-никакая конкуренция. Может быть, бензин не будет так быстро дорожать? Правда, есть еще объективная реальность – изменение цен на нефть, но пока еще мы не имели ни одного примера уменьшения цены на бензин при падении цен на нефть, из-за чего явственно видно отсутствие здоровой конкурентной среды среди нефтепереработчиков. Это факт – и факт упрямый! Конкуренции между производителями бензина в России нет!
Теперь о падении курса рубля. Мы не говорим о возможном росте курса рубля, как и об уменьшении цен на бензин. Два этих события невозможны в российской экономике по очень простой причине: с их помощью государство регулирует инфляцию, доходы бюджета и уступает нажиму монополий. Страдает население и реальный сектор экономики. Весь мир управляет экономикой с помощью учетной ставки и борьбы с монополиями, а Россия с помощью ослабления курса рубля и уступок монополиям. Видите разницу? В первом случае возможен и рост и понижение экономических показателей, в нашем – только снижение. Эта разница принципиальна, и выхода у России нет и не предвидится, пока государство не проявит волю и не изменит принципиальную позицию в соответствии с действующими экономическими законами. Если бы не нефть и газ, страна бы уже давно рухнула.
Монополии повышают цены, реальный сектор экономики свои повысить не может из-за сильной конкуренции, их затраты растут, прибыль падает, налоги в бюджет уменьшаются, промышленное производство падает, экономика стагнирует. Возникает угроза коллапса экономики, сокращения рабочих мест, назревающего социального взрыва. Остается один выход: опустить курс рубля. В этом случае промышленные предприятия становятся конкурентоспособными с иностранными поставщиками, могут поднять цены на свою продукцию, повысить обороты, получить прибыль, заплатить налоги, создать рабочие места. Основная причина такого нездоровья экономики России одна: ежегодное повышение цен монополиями.
Пока монополии повышают цены, курс рубля будет падать. Эти два процесса взаимосвязаны. Но можем ли мы прекратить постоянное повышение цен монополиями? Конечно, можем… Преодолеть проблему можно, но лишь при условии честности. Честности, профессионализма и эффективного управления!