План преобразования России. Часть 21
Главная задача государства
У государства есть одна главная задача: рост благосостояния народов России. Этой задаче должна быть подчинена вся деятельность органов государственного управления. Естественно, что задача эта зависит от бюджета государства, наполняемого налогоплательщиками. Однако роль у каждого вида налогоплательщиков своя.
Существуют три вида владения предприятиями:
1. Государственная монополия. Государственное предприятие-монополист – как правило, стратегически важное производство, хоть далеко не всегда прибыльное. Существует за счет финансовой, организационной и сбытовой поддержки государства, одной из форм которой выступает запрет всем остальным заниматься этим видом деятельности, то есть это узаконенная монополия. Государственным монополиям свойственна наинизшая производительность труда одновременно с высокими, не обусловленными экономическими факторами, зарплатами. Соотношение между полученными от государства деньгами и перечисленными в госбюджет отчислениями нередко бывает отрицательным.
2. Частные предприятия. Предприятия, созданные преимущественно на частном капитале. Они очень эффективны и несут для экономики страны наибольшую пользу, но не могут соревноваться с государственными монополиями из-за недобросовестной конкуренции. Частные предприятия отличаются наивысшей производительностью труда. Для них свойственны другие отрицательные черты: стремление к монополизации рынка и получению прибыли любыми доступными способами.
3. Олигархические предприятия. Предприятия, принадлежащие олигархам – чиновникам-бизнесменам. Крайне опасная для страны форма владения предприятиями, так как она объединяет меры государственной поддержки таких предприятий, устранение конкурентов при помощи органов государственного подавления, что делает их как бы государственными монополиями, но решают эти предприятия лишь одну задачу – обогащение их владельцев. Государство от таких предприятий, как правило, вообще ничего не получает, так как проверить их некому: органы государственного контроля находятся под контролем владельца. На мой взгляд, такое положение в принципе недопустимо!
Возможны различные смешанные формы владения предприятиями с преобладанием какой-либо одной. Доходы государства складываются из налогообложения всех категорий промышленных предприятий и населения. Поэтому государство должно заботиться о равномерном распределении тягот по содержанию между всеми категориями налогоплательщиков.
Естественно, перекосы неизбежны. Поэтому данный вопрос должен находиться под постоянным контролем государства. К примеру, если малые предприятия обложить налогами так же, как крупные, они тотчас же разорятся и перестанут существовать, если не уйдут в «тень». Мы уже прошли этот этап в нашем опыте построения рыночной экономики, и повторять его не стоит.
Сейчас стоит другая задача: определить допустимые нормы налогообложения всех остальных участников. К примеру, налогообложение граждан страны оставляет желать лучшего. В стране, обладающей такими огромными природными ресурсами, налогообложение граждан явно не соответствует их доходам. Об этом свидетельствует увеличение налогов на имущество и землю с граждан страны в 2014 – 2018 годах буквально в разы. Выкачиваемых природных богатств, как видим, уже не хватает. Вернее, их хватает, но не для народов, проживающих на этих богатейших территориях, а лишь для содержания государственных монополий и «членов команды». Об этом нам говорят опубликованные зарплаты в сотни миллионов и даже миллиарды рублей некоторых даже не олигархов, а именно руководителей госпредприятий, олигархических предприятий и чиновников, представляющих интересы государства в этих структурах. Нам говорят, что если не платить достойного вознаграждения, то будут воровать… Тогда что спрашивать с рядовых граждан, если в чиновники попадают воры? А если люди в основном не хотят воровать? Им что – с голоду пухнуть? Россия не вправе обижать своих граждан! Они заслужили высокий уровень жизни своим подвигом самопожертвования на протяжении всей истории государства!
И, кстати, именно задаче повышения уровня жизни народа должна быть подчинена вся деятельность государства. Жаль, что мы не слышим об этом из уст руководителей государства не только вообще никогда, а даже и изредка.
В настоящее время в экономике России присутствуют признаки всех трех видов владения предприятиями. В позиции российского государства в последние 7 лет выявилось приоритетное направление на усиление роли государственных монополий и олигархических предприятий, а рыночные отношения явно находятся в «загоне». Уничтожение огромного количества коммерческих банков в последние годы одновременно со скупкой вовремя сдавшихся крупным финансовым институтам демонстрируют нам монополизацию банковского сектора. Чем это грозит, мы можем предположить по уровню депозитов и процентных ставок по кредитам, задаваемых «Сбербанком»: его ставки самые не выгодные. И это не смотря на практически доминантное положение в стране и особую любовь Центробанка, гарантирующего выполнение всех желаний Сбербанка, в отличие от коммерческих банков, которым еще нужно заслужить такую «любовь». Уж не знаю, что им для этого приходится делать? Отсутствие доступных кредитов, допускающих прибыльную работу предприятий со ставками от 8 до 12 % процентов годовых максимум тому свидетельство.
Так как все крупнейшие банки поручены «членам команды», то можно предположить, что оставшаяся часть рынка в настоящее время перераспределяется также в пользу членов команды. Именно перераспределяется, а не завоевывается в честной конкурентной борьбе. То же относится и к другим секторам промышленности. К примеру, покупка «Аэрофлотом» компании «Трансаэро» выглядит весьма подозрительно. Похоже, предприниматели спешно продают свои банки и предприятия представителям власти и бегут из страны. Можно предположить, что на территории России готовится Олигархия: кто не успеет сбежать, отдаст свои активы бесплатно, лишь бы остаться живым и на свободе? А может быть, и нет? Давайте попробуем разобраться.
Все экономически развитые государства, как правило, заявляют о борьбе с монополиями, и принимают антимонопольные законы. В России тоже существует антимонопольное законодательство. Вот только эти антимонопольные законы почему-то не распространяются на государственные монополии. Частным монополиям даже в условиях отсутствия антимонопольного законодательства приходится сталкиваться с конкуренцией, пусть и в других странах, или на соседних территориях. А вот государственные монополии конкурируют лишь с предприятиями из других стран. В своей стране им никто не угрожает. На защите стоит вся система государства, с ее неограниченными ресурсами подавления.
Какие же направления и отрасли застолбило за собой государство Российская Федерация?
«Газпром».
Казалось бы, совершенно правильно основной стратегический ресурс оставить в качестве государственной монополии. Если бы это было правдой, то конечно… Недавно Дмитрий Медведев в средствах массовой информации высказался относительно «Газпрома», что эта организация занимается газификацией территорий России, хотя могла бы этим и не заниматься: это не очень-то выгодно, а там ведь акционерами являются физические лица. Вот так мы узнали из первых уст, что «Газпром» – это достояние его акционеров, а вовсе не народа. И эта монополия служит стране, пока позволяют акционеры. Вернее, пока страна позволяет акционерам «Газпрома» руководить собою. Следовательно, «Газпром» представляет собой не государственную монополию, а олигархию.
«Росатом».
Объединение всех профильных предприятий, занимавшихся до развала Советского Союза атомной энергетикой, под защитой государства выглядит разумным, так как иначе данная отрасль вообще перестала бы существовать. Но здесь есть три проблемных момента:
Поддерживаются в том числе неэффективные производства и научные предприятия, а это излишне затратно, и приводит к неконкурентоспособности Росатома на международной арене. Так как у «Росатома» есть подушка безопасности в виде средств госбюджета страны, он может себе позволить не думать об эффективности производства и потому свободно демпингует (занижает цены) на конкурсах, что несолидно на таком уровне, и весьма раздражает конкурентов. Фактически на мировом рынке атомной энергетики выступает не предприятие «Росатом», а государство – Российская Федерация. Это недобросовестная конкуренция, и потому такое поведение будет наказано, причем очень жестоко, и расплачиваться придется народу, а не «Росатому».
Ответственность за безопасность возведенных атомных станций несет «Росатом», а при недостаточности средств – государство Российская Федерация, как собственник этого предприятия. Представим ситуацию, когда одна из станций «бабахнула». Такая ситуация может быть даже специально подстроена конкурентами. Страна, пострадавшая от подобного события, взыщет все убытки с России, а убытки могут составить бюджет нашей страны лет за 5. Тогда народу-то что прикажете делать – «лапу сосать»? В мире существует несколько корпораций, занимающихся атомной энергетикой, но все государства стараются избегать перевода их под свое крыло – просто из чувства самосохранения. Правительству России как минимум, следует вывести из государственного управления сбытовую структуру «Росатома», а лучше большую половину предприятий.
«Росатом» отягощен обязательствами по загрузке многочисленных предприятий, входящих в холдинг, объемами работ и финансированию. Естественно, что эти тяготы перекладываются на плечи государства. В то же время отсутствие конкуренции между субподрядчиками приводит, как всегда и везде, к потере качества, неэффективности производства, отсутствию прибыльности и потере конкурентоспособности головной компании. «Росатом» должен постепенно переходить к более эффективной рыночной системе организации работы с привлечением субподрядчиков на конкурсной основе. Неэффективно работающие предприятия должны приватизироваться.
Правительству России не следует тратить деньги бюджета на расширение неэффективных производств, а должно заниматься своей работой: распределением бюджета таким образом, чтобы возрастал, а не уменьшался уровень жизни граждан страны. Руководство страны нарушает свои задачи, вводя все большее количество налогов для граждан и увеличивая их размер. Заметьте, что в экономически развитых странах количество населения такое же, как в России, там нет никаких полезных ископаемых, а уровень жизни населения выше в разы. Следовательно, причина в неэффективности руководства страной.
«Роснефть».
«Роснефть» — самое известное в мире предприятие. Не только потому, что оно представляет нефтяные ресурсы России, а это очень много, но и потому, что залезает во все дырки, где ее не просят. «Роснефть» активно скупает зарубежные активы в виде сетей заправочных станций, нефтяных месторождений, долей в нефтеперерабатывающих предприятиях. При этом нужно понимать, что самой «Роснефти» все это не нужно. Все это называется непрофильными активами и в реальном секторе экономики не используется. «Роснефть», скорее всего, пытается стать инструментом давления на правительства стран, где она заполучила активы. Правда, так кажется членам нашего правительства, спецслужбам и руководству «Роснефти». На самом же деле «Роснефть» является обычным предприятием-монополистом со всеми вытекающими последствиями.
В экономически развитых странах антимонопольное законодательство отработано за более чем 100 лет истории до мелочей. Поэтому следует ожидать в ближайшее время включения данного механизма. В результате принудительно будут отчуждены многочисленные активы «Роснефти» за рубежом. Причем цены будут в разы меньше, чем те, по которым эти активы приобретались. Защиты у «Роснефти» нет, так как международные суды находятся в Америке и Европе, а международный Азиатский суд стран БРИКС пока не существует даже в проекте. Собственно, как и Азиатский суд по правам человека, который также необходим для составления конкуренции в мире Еврсосоюзу и США. В результате неразумной политики «Роснефть» и наша страна в целом потеряют ооочень много!
В том числе и из-за излишне агрессивной политики «Роснефти» страны Запада начали нефтяную войну с Россией. В рамках этой войны США даже уступили Ирану, простив ему ядерную программу, лишь бы обрушить рынок. Это как нужно было разозлить западные страны? И причина здесь не только в конфронтации по вопросу смены правительства Сирии, действительно засидевшегося на «троне» и превратившего систему государственного управления в конституционную монархию, а прежде всего в недобросовестной конкуренции российских монополий, поддерживаемых за счет госбюджета. Не строить надежную промышленную систему в стране, не создавать независимую платежную систему, не учиться управлять экономикой страны, в том числе во время кризисов, а идти на открытую конфронтацию с мощнейшими государствами мира – вот ведь какие задачи российское государство поставило перед собой? Не кажется ли вам это несвоевременным?
Я много думал над этим вопросом и, наконец, понял. Взбалмошность исстари присуща России. И вызвано это женской сущностью нашей страны. Не зря мы зовем Россию матушкой: она действительно воплощает в себе женские черты более, чем мужские. Отсюда ее непредсказуемость, тяга к самолюбованию и самовосхвалению, отсюда желание праздника, отсюда обостренная щепетильность, отсюда желание всех затмить (и в дворцах, и в роскоши, и в территориях, и в науках, и в оружии и т.д. и т.п.) Не разум, а чувства преобладают в России, потому экономика постоянно, на протяжении многих столетий находится в упадке. Промышленность падает, а мы пляшем и гуляем. Нет в мире другой страны со столь большим количеством праздничных и выходных дней.
Если мы не добавим разума в управление страной – мы погибнем. И сегодняшний кризис (август 2015 года) – это даже уже не второй и не третий шаг к гибели. К сожалению, российская научная теория управления государством отстает от требований жизни, а нынешние руководители (в том числе представляющие интересы государства в советах директоров госкорпораций) мыслят устаревшими категориями. Они играют в монополию по правилам, почерпнутым в настольной игре, видимо, со своими детьми. «Как можно больше накупить активов – и диктовать всем свою волю» — это детская игра так учит. Так поступает и «Роснефть».
Почему-то в правительстве уверены в эффективности работы «Роснефти». Его управляющих называют эффективными менеджерами. Никакими они менеджерами не являются в принципе, и вряд ли уже будут. Купить активы выше рыночной цены – это не успех, это крах. Купить за дорого – это значит обанкротить предприятие. В нашем случае банкротится все государство. Сечин напоминает мне Александра Кержакова на поле. Тот захватит мяч и носится с ним по полю. Догнать его никто не может, но пользы в этом никакой нет: сам он по воротам не попадает, а таких же быстрых партнеров у него нет. Сечин тоже, нахватает активов, надо или не надо, и носится с ними, как с мячом: передать некому, а сам не знает, что с ними делать. Энергии много, действий много, и люди сами по себе прекрасные, а результат как в футболе, так и для страны в целом – «фиговый». Причина в отсутствии грамотного руководства и там и там.
У «Роснефти» должен быть лишь один показатель успеха: количество нефтедолларов, поступившее в страну. Если нефтедолларов (я имею в виду американских долларов) становится больше в России, то это и есть успех, это и есть показатель эффективности работы. В настоящее время нефтедолларов становится все меньше, следовательно, «Роснефть» не справляется со своей работой. Чтобы скрыть этот факт, правительство пошло даже на привязку курса рубля к цене нефти (очередная уступка государственным монополиям). Но даже и здесь удосужилось врать: цена на нефть восстанавливается, а рубль на свое прежнее место не возвращается.
Любые предприятия в принципе не тратят, а зарабатывают деньги: они для этого и создаются. Максимум доходов и минимум расходов – вот единственный неизменный принцип любого предприятия. Никаких излишних активов быть не должно. Это не бюджет, который умеет и должен лишь тратить. Поставив чиновника на место предпринимателя, мы всегда получим неэффективные затраты (он привык тратить госбюджет, и думает, что это правильно и в промышленном секторе) и банкротство, но в отличие от частного предприятия, в случае государственной монополии на нефть мы получим банкротство всей страны. Что, собственно, и произошло в очередной раз в этом году.
Предприятие не должно расширяться! Это принцип грамотного руководства. Увеличивать выручку – да! Увеличивать прибыль – да! Снижать затраты – да! Но не расширяться! При расширении предприятия инвестируются средства, принадлежащие собственникам предприятия и, следовательно, снижается прибыль предприятия и доходы собственников, причем на весьма длительный период времени. Следовательно, собственники, вложившие деньги, не получают запланированных доходов. Представьте себе, что вы положили на депозит в банк деньги под 12%, а через год вам сообщают, что, так как банк создал сеть филиалов, то выплатить вам смогут лишь 2%. Вас это устроит? Конечно, нет. Абсолютно аналогичная ситуация и в промышленном секторе. Инвестировать должны лишь собственники из накопленных средств! В том числе это может быть и государство, но с соблюдением названного принципа.
Государственные монополии, госкорпорации и те, кто активно пользуется средствами госбюджета, не соблюдают основного принципа руководства предприятиями и потому постоянно ведут свои предприятия, госбюджет и страну в целом к банкротству. Нам, конечно, не сообщат об уменьшении отчислений в бюджет названными компаниями, не расскажут о потере активов за рубежом. Мы просто будем меньше и хуже кушать, больше болеть, больше платить за коммуналку, бензин, товары и услуги и, к сожалению, меньше жить.
Правительство России должно управлять рынком основной продукции страны через государственную монополию, именно для защиты своего рынка она и создается, а вовсе не для получения дополнительных зарплат чиновников в совете директоров, их личного кормления, так сказать, и тем более не для осуществления экономических интервенций (захватов) в других государствах. Сами учитесь хозяйствовать эффективно, и учите других!
Страны ОПЕК уже давно выработали правила воздействия на рынок. Вы-то чего «сопли жуете»? Входите в ОПЕК, если нет, то объединяйтесь с другими производителями нефти. Если никто не захочет с нами объединяться (вот показатель работы эффективных менеджеров «Роснефти»), ведите собственную политику, но принимайте решения об уменьшении и увеличении количества добычи – воздействуйте на рынок информационно! И опять же – не так, как это недавно сделал Сечин, заявив о возможности увеличения добычи нефти в России в следующем, 2016-м году, в противовес провозглашенным на официальном уровне попыткам стран ОПЕК объединить усилия всех нефтедобывающих стран к снижению добычи нефти в целях увеличения цен на нее. За такие заявления должна платить Америка, а не Россия. И, опять же, «Роснефть» госкорпорацией не является – вот ведь «фигня» какая?
Похоже, правительству есть чем заняться, кроме как злить народ, вводя новые налоги, увеличивая цены на продукцию государственных, и не только, монополий, повышая государственные пошлины на все виды услуг, страховки и ставки по кредитам. Есть одна главная задача российского государства: рост благосостояния народов России. Этой задаче должна быть подчинена вся деятельность органов государственного управления Российской Федерации.