Александр Смирнов

Вакханалия с определением кадастровой стоимости

Опубликовано

Вот уже несколько лет в России происходит процесс установления кадастровой стоимости земли и объектов недвижимости. Не могу подобрать этому процессу другого определения, кроме как «вакханалия».

Начнем с цели этого процесса. Целью определения кадастровой стоимости земли и объектов недвижимости является желание государственных чиновников «ободрать как липку» народ и хозяйствующие субъекты. Ничем другим невозможно объяснить, почему кадастровая стоимость, берущаяся за основу при начислении налога на землю и на недвижимость, превышает их реальную рыночную стоимость в разы. Собственно, чиновники этого даже и не скрывают. Один из руководителей отдела земельных отношений в присутствии главы администрации мне так прямо и заявил: «Кадастровая стоимость создавалась для того, чтобы взимать налоги, а не для чего-то другого. Поэтому она и не должна соответствовать рыночной стоимости». Ну так мы так и поняли. Тогда зачем было вообще «городить огород»? Создавать спорные моменты? Сказали бы, что каждое предприятие и каждый гражданин должны сдать столько-то денег в месяц – и все! Но нет, начали игру, сделав дураками всех игроков, включая все народонаселение России.

Понимание того, что нельзя исчислять налоги с нереальной оценочной стоимости недвижимости, все-таки постепенно дошло до руководства страны. На местах-то никто ничего не делает без Москвы: система управления сориентирована таким образом. Суды не могли выносить совсем уж «дутых» решений, несправедливых, жестоких и воровских по своей сути. Правда, процессы судами все же затягивались. Нужно отдать им должное: они прикрывали безумие власти, сколько могли. И все же плотину прорвало: количество обращений в суды превратилось в полноводную реку, и власти пришлось принять хоть какие-нибудь меры. Были созданы согласительные комиссии при кадастровых палатах, которые стали рассматривать споры несогласных с кадастровой оценкой в досудебном порядке. Казалось бы, дело хорошее и приведет к нормализации процесса определения кадастровой цены земли и недвижимости. Но не тут-то было…

Тут же появились стервятники… Для обращения в комиссию необходима оценка рыночной стоимости участка земли, или объекта недвижимости. Хорошо, если объект большой – тогда оплата услуг оценщика окупается. А если у тебя весь объект столько стоит, сколько просит оценщик? Большое количество граждан из-за этого условия оказалось без всякой защиты. Прежде всего, конечно, те, кто победнее… Это плохо и совершенно недопустимо.

Забавно, но одной оценки государству показалось мало. Нужна экспертиза оценки какой-нибудь Московской оценочной компании, то есть повторная экспертиза. И стоит она не меньше, чем первая оценка. Вот вам и выталкивание из защищенного пространства еще одной категории граждан страны – чуть побогаче.

И вот мы приходим в кадастровую палату, подаем заявление, и тут нас ждет огромный сюрприз… Оказывается, согласительная комиссия вправе не принять мнение двух оценочных компаний и послать нас подальше под каким-нибудь надуманным предлогом типа допущенных ошибок при проведении оценки. Выходит, кадастровая палата – это не регистрирующий орган, который обязан принять профессиональное заключение, а властвующий орган, который «имеет» всю страну так, как хочет.

И вот тогда человек, или организация идет за защитой своих прав в суд общей юрисдикции, причем только областной – не ниже. Платит госпошлину и делает наиинтереснейшее открытие. Оказывается, суд, как правило, назначает еще одну экспертизу – уже судебную. Догадайтесь, кому ее предстоит оплатить, с трех раз… Что, и с одного догадались? Пятерка вам в дневник! Правильно, с народа и предприятий – нас, родимых. Хоть и говорится в законе, что оплачивает судебную экспертизу виновная сторона, но по какому-то роковому стечению обстоятельств судебная экспертиза всегда устанавливает цену выше, чем оценщики, и виновным в этом оказываются, конечно же, не две оценочные компании, не кадастровая палата, а заявитель. Здесь отсекаются от справедливой защиты прав уже не только граждане среднего достатка, но и небольшие предприятия.

Конечно, есть возможность подать иск не об установлении кадастровой стоимости, а о признании действий кадастровой палаты незаконными. Это дешевле. Но тогда судья в приватной беседе предупредит вас, что перспектив по такому иску вы не имеете, ни одного дела в нашей стране до сих пор не вынесено против кадастровой палаты, а это о чем-то говорит. Как вы считаете – о чем это говорит? Может быть, о злоупотреблении властью? Или о полной зависимости суда от власти? Или об отсутствии судебной защиты граждан России? Сами подумайте…

Следовательно, шансов у нас признать действия кадастровой палаты незаконными «ноль». Ничего не напоминает? Да, ну конечно, в начале нашего повествования один чиновник уже заявлял, что не рыпайтесь – будет так, а не иначе. И снова та же песня: не рыпайтесь в суде. Вы проиграете! А мы уж все-таки рыпнемся. Может, если не мы, то хотя бы сотый, двухсотый, или даже двухтысячный обратившийся попадет на здравомыслящего судью, и права человека станут в нашей стране хотя бы чуть более защищены. Все начинается с маленького камушка.

Если вы думаете, что это все, то добью вас очередной новостью: это не все! Если вы установите через суд кадастровую стоимость более-менее приемлемую (к примеру, лишь в 2 раза превышающую рыночную) и задумаете переключиться на вопросы производственной, или научной деятельности, то вам сообщат, что кадастровая стоимость пересматривается раз в три года. То есть вы, потратив кучу времени (примерно год), сил и средств, вынуждены начинать все сначала. А почему сначала? Разве кадастровая стоимость будет установлена не та, что установил суд своим решением? В этом-то и «закавыка»: так было бы не интересно… Вы понимаете, что при установлении новой кадастровой стоимости следует исходить из решения суда; я понимаю это; любой здравомыслящий человек так считает. Но только не российская власть. Новая стоимость устанавливается та, что ты уже однажды обжаловал. То есть «лыко-да-мочало – начинай сначала».

Не хочу даже говорить, какие возможности для злоупотреблений породила эта сверхсложная система, созданная весьма изобретательным человеком. Этому бы изобретателю – да всеобщую известность! Пусть бы понаслаждался этот негодяй…

Комедия абсурда – вакханалия – вот что такое игра с кадастровой стоимостью по-российски. Неужели у нас некому защитить интересы граждан и предприятий в России? Неужели в кадастровой палате работают не умные, добрые и отзывчивые люди? Разве судьи и прокуроры – не те же граждане России, имеющие такие же квартиры и дачи, что и остальные? Или они имеют возможность по звонку изменить кадастровую стоимость для себя лично в особом порядке? Не хотелось бы так думать. И не стоит забывать о том, что сегодня ты чиновник, а завтра можешь стать простым пенсионером, то есть никем. И разве не лучше вместе, сообща строить справедливое, честное общество, где интересы всех людей независимо от занимаемой должности и количества денег должны защищаться в равной степени? Разум должен возобладать! Разум и порядочность!


Авторские права защищает Международный юридический центр «Номос»

Нижний Новгород,
ул. Маршала Казакова, 3
+7 (831) 312-32-45


Подписывайтесь в соцсетях: