Александр Смирнов

Госзаказ кому это выгодно?

Опубликовано

Государство поддерживает жуликов и аферистов – не слишком ли сильно сказано? Давайте посмотрим. Коснемся интереснейшего направления – государственного заказа. Не будем говорить о военной технике и атомных станциях. Здесь все понятно. Как скажет президент – так и будет.

Поговорим о проведении торгов (в форме конкурсов, аукционов) на более мелкие вещи, которые в совокупности образуют объемы гораздо большие, чем та же военная промышленность. Это, прежде всего, строительство. Затем идет проектирование. Потом закупка мебели и оргтехники. Вот на этом пока и остановимся.

Возьмем для примера абстрактную областную администрацию (то же касается и служб МЧС, и судебной системы, и других государственных образований). Согласно действующему федеральному закону «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» № 94- ФЗ от 21.07.2005 г. администрация должна разместить на сайте и в СМИ информацию о проведении торгов, например в форме конкурса на покупку 100 ПК (Персональных компьютеров). Характеристики даны. Ориентировочная сумма тоже. Как по вашему, кто выиграет конкурс? Ответ – преступник. Почему? Да потому, что на рынке цены уже сложились, и по цене минимальной никто товар поставить не сможет. Однако всегда существуют партии бракованного товара, продаваемого за 1/3 или даже ; от цены качественного товара. И тендер выиграет тот, кто имеет возможность купить именно такой товар. Хорошо, если брак только в дефекте корпуса. А если в электронике? Такой компьютер с трудом отрабатывает годовой гарантийный срок и благополучно умирает. Правда, перед этим помотает нервы пользователям отказами в работе и поломками. А как же поставщик? Как правило, эта фирма уже перестала существовать, а люди, там работавшие, уже уволились в другие места, и почему собственно, они должны отвечать за то, что им не было известно.

Это одна стандартная ситуация. Она приводит к тому, что деньги налогоплательщиков тратятся неэффективно. Такая областная администрация через год будет вынуждена вновь закупать партию компьютеров. Но они снова будут плохими. Зато дешевыми. Не секрет, что в частных предприятиях ресурс копировальных аппаратов в три раза больше, чем в государственных учреждениях, при разнице в цене 15%. А персональные компьютеры практически без ремонта работают до 5 лет, после чего еще по 2 — 3 года отрабатывают в качестве печатных машинок. В государственных же учреждениях каждая единица оргтехники ремонтируется от 3-х до 7-ми раз в год. Причина этого проста. Государство покупает по дешевке, а частник – самое лучшее. Разница в цене 10 – 20%. Поэтому в существующих правилах размещения государственного заказа мы видим нехозяйский, расточительный подход, про который в народе правильно говорят: «скупой дважды платит».

Приведу еще один показательный пример. Администрация проводит тендер на строительство дороги. Выигрывает опять же, давший минимальную цену. Как правило, это недавно зарегистрированная организация с инвалидом в качестве учредителя. Приведу наиболее часто встречающиеся примеры последствий таких «конкурсов»: 1) дорога оказалась на 10 см. более узкой с каждой стороны (этот пример заставил смеяться весь мир, потому что стал достоянием средств массовой информации. Был нанесен огромный ущерб авторитету нашей страны); 2) строительство дороги начато, но не завершено, т.к. не хватило денег. Почему-то материалы оказались дороже, чем предполагалось; 3) получен аванс 30% от суммы договора и подрядчик с деньгами скрылся в неизвестном направлении. Бывают и хорошие результаты, но очень редко. Нужно понять: дешево не бывает хорошо!

Наконец, расскажем о тендерах на проектирование. Очень часто тендеры на проектирование выигрывают фирмы, дающие цены ниже рыночных на 30 – 40%. Очень часто они из других регионов. К примеру, некая Оренбургская фирма в Нижегородском регионе. Или наоборот, какое- нибудь Воронежское предприятие во Владивостоке. Как это может происходить? Вы думаете, это добросовестные фирмы, сведшие свои накладные расходы до минимальных? Нет! Это фирмы, использующие программное обеспечение нелицензионное, либо просто выступающие посредниками, не имеющими вообще ничего – ни коллектива работающих, ни помещения, ни мощных компьютеров, ни лицензионного программного обеспечения. Вы знаете, сколько, к примеру, стоит организация одного места проектировщика? От 600 000 до 2 000 000 рублей. Ибо одна лицензионная программа стоит от 350 000 до 1 800 000 рублей на сегодняшний день. Поэтому, признавая право на государственный заказ на проектирование за предприятиями, не имеющими хотя бы лицензионного обеспечения на три места, государство поощряет пиратов программного обеспечения. А с таким подходом в ВТО нечего делать.

Все эти случаи в огромном количестве происходят на необъятных просторах России. А вот что почти никогда не встречается – это выполненная в срок работа надлежащего качества. Судебная и административная машина здесь не поможет. Ошибка в расчетах — это не уголовное преступление. Невыполнение контракта – это не уголовное преступление. Увольнение из фирмы директора, во время исполнения государственного заказа в связи с переходом его на другую работу – это не уголовное преступление. Вот и приходится доплачивать, чтобы завершить запланированные объемы работ, вдвое, а то и втрое от первоначальных условий тендера.

И вина здесь, прежде всего, государства, принявшего непродуманный закон. Общеизвестно правило: что ты поощряешь, то и получаешь. Если поощряешь низкие цены — ты получаешь сверхнизкие цены (каких на рынке не существует). Если поощряешь качество — ты получаешь сверхкачество. Если поощряешь количество – ты получаешь сверхколичество. Вся интрига в слове «поощряешь».

Цивилизация определила 2 вида поощрения – материальное и моральное. И люди в подавляющем большинстве предпочитают материальное, т.е. деньги. Тогда мы получаем противоречие. Если мы поощряем низкие цены, то чем мы их поощряем? Да ничем! Эта фраза не имеет смысла, как и сама концепция. Невозможно поощрить (то есть дать дополнительно денег) тому, кто снизил на свой товар цену. А на этой порочной, не имеющей смысла, концепции, построена вся система закупок по государственному заказу.

Какой же принцип должен быть заложен в систему проведения тендеров по размещению государственного заказа?

Первый – это фиксированная цена, превышающая рыночную, не меньше, чем на 10%. Нам нужны самые лучшие подрядчики, а они не работают задешево. Цена не может быть предметом торга, ибо нарушится принцип поощрения качества, количества и сроков. Это нормально. Любой предприниматель готов доплатить, чтобы объект был запущен в эксплуатацию раньше на 3 — 4 месяца, чтобы получить дополнительную прибыль от эксплуатации объекта.

Второй принцип – это поощрение качества, количества и сроков. Должна быть премия в размере 5-ти % от объемов, если подрядчик перевыполнил все показатели – качество, количество и сроки – и доказал это.

Вот два основных экономических принципа организации государственного заказа, которые позволят поставить систему с головы на ноги и сориентировать ее с преступных элементов на ответственных и способных руководителей.

В этом случае, конечно же, встает проблема критериев отбора. Мы применяем основополагающий принцип: что поощряем, то и получаем — и легко решаем эту задачу. Что отличает ответственные и достойные предприятия?
1) Срок существования (все фирмы однодневки с подставными учредителями растворятся как дым);
2) Среднеколичественный состав за предыдущие 3 года (говорит о наличии постоянного сработавшегося коллектива, а не бригады временщиков).
3) Денежный оборот за предыдущий год;
4) Прибыль за предыдущий год;
5) Количество единиц техники (для строительных организаций — строительной техники, для проектировщиков – мощных компьютеров с лицензионным программным обеспечением);
6) Количество лицензионного программного обеспечения;
7) Количество выполненных аналогичных работ за последние 5 лет;
8) Местная регистрация (облегчает контроль за выполнением заказа и оставляет деньги в регионе).

Лучший в каждой категории получает 1 балл, второй в этой категории – 2 балла и так далее. Таким образом, набравший наименьшее количество баллов будет победителем тендера.

Вряд ли кто-то станет спорить, что такая система приведет к поощрению наиболее стабильно развивающихся предприятий, за которыми не нужен ежедневный контроль, работа с ними комфортна и приятна, а результат оказывается неизменно отличным. Это очевидно.

Скорее, меня обвинят в попытке зажать малые предприятия и дать простор крупным предприятиям. Но ведь при проведении тендеров на размещение государственного заказа целью является вовсе не поддержание малых предприятий.

Целью на самом деле является качественное и в срок выполнение государственного заказа. Для малых предприятий возможность участия в тендерах тоже открыта. И существуют критерии отбора, в которых они могут конкурировать со средними и крупными предприятиями. В частности, это техническая оснащенность, прибыль за предыдущий год (средние и крупные предприятия предпочитают показывать минимальную прибыль) количество лицензионного программного обеспечения, количественный состав (в малых предприятиях до 100 человек работающих) и, наконец, срок существования.

На сегодняшний день немало малых предприятий, отметивших 20-летний юбилей. Восьмой пункт прямо направлен на поддержку местных, в том числе малых предприятий. Так что единственным дискриминационным разделом для малых предприятий является объем выручки.

Ну что же, видимо, малым предприятиям нужно сосредоточиться на выполнении небольших государственных заказов, которые для крупных предприятий не интересны. Но это совершенно нормально. Мелкие заказы будут выполнять мобильные малые предприятия с малым уровнем накладных расходов, а крупные заказы — крупные предприятия. Это более правильно, чем сейчас, когда крупный государственный заказ берется выполнять неизвестная фирма с одним учредителем – инвалидом и единственным работником – никому неизвестным директором.

Перестаньте поддерживать преступников! Начните поддерживать настоящих добросовестных предпринимателей! К этому обращению, я уверен, присоединятся не только директора добросовестных предприятий, но и руководители государственных учреждений, которым надоела бесхозяйственность и глупость (одна из составляющих родной России).

К вам обращаюсь, депутаты Государственной думы!
К вам обращаюсь, господин Президент!


Авторские права защищает Международный юридический центр «Номос»

Нижний Новгород,
ул. Маршала Казакова, 3
+7 (831) 312-32-45


Подписывайтесь в соцсетях: