Александр Смирнов

Еще раз о чаевых

Опубликовано

Чаевые до сих пор представляют для меня тайну. Мы лет на сто отстали в этом вопросе правил хорошего поведения от всего остального мира, и догонять приходится, испытывая некоторый дискомфорт. В частности, пытался понять, как в египетском отеле заставить убираться в номере уборщика хорошо и в то время, когда нужно нам, то есть с 8 до 14. После этого мы отдыхаем. Отдыхая в зимние каникулы, пробовал оставлять по 2 доллара. Три дня наслаждался очередным новым зверем из полотенец, как будто мне это было нужно. Но стоило один день не оставить чаевых, как из номера исчезло дополнительное одеяло. Для зимы это была существенная неприятность. Естественно (для меня), что я снова не оставил чаевых. И пришел уже в неубранный номер. Ситуация зашла в тупик.

В следующей поездке, уже на майские, решил попробовать не баловать уборщика, и чаевых не оставлял вовсе. В результате уборщик исправно приходил часа в 4 дня, когда мы спали, будил нас стуком, и предлагал убраться. Я с удивлением разглядывал ручку двери снаружи, где оставлял табличку «не беспокоить», и не обнаруживал ее там. После ухода уборщика табличка снова появлялась. Естественно, что, когда мы спали, то от уборки отказывались.

Наконец я предпринял попытку понять, чем различается менталитет арабов в Египте от нашего, российского. Я начал анализировать поведение арабских уборщиков, и уловил некую закономерность. Пытаясь получить деньги, они каждый раз действовали стереотипно. Не получая своего, на их взгляд, законного вознаграждения, они пытались наказать отдыхающего, как будто говоря ему: «Вот видишь, ты поступаешь неправильно. Оставляй каждый день по доллару, или два, и у тебя не будет проблем». Однако, беседуя с отдыхающими, я выяснил, что и ежедневные чаевые не всегда гарантируют своевременную и качественную уборку. Привычка к хорошему ведет к желанию получать все больше и больше. И арабский урок для «богатых русских отдыхающих», каковыми мы для египтян все поголовно являемся, повторяется, только уже на более дорогом уровне.

Истоки такого поведения лежат, как мне кажется в семейном воспитании арабов. Именно так учат детей в арабских семьях. Ребенок делает что-то не так, и его чего-то лишают. Ребенок недоумевает, но кто-то из близких ему подсказывает: «Ты сделай то-то и то-то, компенсируй свой проступок, и к тебе вернется то, к чему ты привык». Ребенок слушается, и действительно, все срабатывает. Так повторяется многократно, и ребенок воспринимает эту модель поведения, как выживательную, действующую всегда и при любых условиях. Но в арабской семье эта игра – некая модель воспитания, все в ней участвуют, и она не совсем соответствует реалиям жизни. Предполагается, что дальнейшее обучение человек, повзрослев, пройдет сам. К сожалению, многие молодые люди устраиваются на работу, так и не пройдя второй стадии обучения. Из-за этого и конфликты.

Я решил смоделировать такую же схему, как в детстве, но заняв роль не жертвы, а обучающего жертву. Я выбрал в качестве обучающей семьи египтянина администрацию отеля. Пошел и пожаловался на уборщика, что он уже два дня у нас не убирается. Это не было правдой в полном смысле этого слова, так как был обед, и сегодня у уборщика еще было время убраться. На это мне сразу же и указали в администрации, на что я вполне резонно ответил, что после обеда я отдыхаю, и уборка в моем номере невозможна, иначе я вообще не желаю отдыхать в этом отеле. Тогда меня уже вежливо спросили, в какое время мне бы хотелось, чтобы убирались в моем номере. Я обозначил время с 8 до 14 часов дня ежедневно. У меня спросили, удобно, если сейчас, пока я обедаю, у меня уберутся. Я ответил согласием.

Конечно, пока я обедал, в номере не убрались, и мне пришлось в этот раз пожертвовать послеобеденным отдыхом, но оно того стоило. Уборщик качественно убрался, поменял постели и очень просил больше не обращаться на рецепшен. Похоже, администрация действительно является для арабов авторитетной семьей. Мы договорились с ним производить уборку в период с 8 до 14 часов и, чтобы закрепить результат, я на прощание дал ему два доллара. На следующий день уборка была сделана без напоминаний, как, собственно, и в остальные. Более того, никто не заходил справиться, как нам, все ли нравится, а на самом деле за чаевыми. Я получил свободу пользоваться нормальным уровнем сервиса без надоеданий, с выдачей чаевых как мне удобно, каждый день по 1 доллару. Это вторая часть модели поведения – приятная для египтянина и уже теперь обязательная для меня. Отдых стал комфортным. И с арабами мне стало общаться легче, зная их модель поведения, в соответствии с которой я могу выстроить свои действия.

Эта модель поведения действует не всегда, но в совокупности с другими знаниями она позволяет нормально общаться, без криков, оскорблений и взаимного недовольства. Ты сразу обращаешься к старшему, тот наводит порядок, ты его благодаришь, и потом уже не имеешь никаких проблем с исполнителями. Вот только благодарность в таком случае может перейти на уровень старшего. Но это уже по обстоятельствам. Восток – дело тонкое…


Авторские права защищает Международный юридический центр «Номос»

Нижний Новгород,
ул. Маршала Казакова, 3
+7 (831) 312-32-45


Подписывайтесь в соцсетях: