Александр Смирнов

Капитализм разрушен. Что дальше?

Опубликовано

Владимир Путин заявил, что в России не создается государственный капитализм. Тогда что создается? Никто нам об этом не удосужился сообщить. К чему нам готовиться? Как строить свои планы на жизнь и карьеру? Мы не знаем. Не существует государственной политики на этот счет. Коммунисты были честнее. Они строили социализм. Плохо, или хорошо – можно спорить, но была цель – создание политической и экономической модели государства нового типа, где равные права принадлежат всем – независимо от вероисповедания, национальности, расовой и половой принадлежности, а также служебного положения. Эта модель не выдержала испытания временем, во многом из-за этой самой уравниловки, но она была. Сегодня перед обществом не стоит никакой цели кроме как выжить. Даже о строительстве в России демократического общества говорят редко и как-то неохотно. Создается впечатление, что мы возвращаемся в эпоху феодализма, когда губернаторы (феодалы) собирают дань (налоги) с подведомственных территорий и отправляют их в Центр (барину, царю). Эта схема подразумевает высокую значимость чиновничьего аппарата, и ни во что не ставит всех остальных. Чтобы не возникало иллюзий на этот счет, избрание губернаторов отменили и начали назначать их из Центра. Также, чтобы не возникало иллюзий, страной правит один и тот же человек.

Может быть, прояснить ситуацию нам поможет анализ экономической системы страны? Экономическая модель включает в себя три основных субъекта: государство, промышленность и население. В зависимости от форм взаимодействия между ними можно определить саму экономическую модель. Государство в России заняло властвующее положение. Эта власть никаким образом не зависит от промышленности и населения. В то же время промышленность и население абсолютно зависимы от государства. Промышленность и население взаимодействуют между собой на взаимовыгодных условиях. Промышленность обеспечивает население работой и товарами. Население обеспечивает промышленность кадрами и покупательской способностью. В случае недовольства какой-либо из сторон споры разрешаются судебной системой государства. В то же время судебная система пробуксовывает, когда одной из сторон спора является государство в лице своих многочисленных органов.

Российское государство напоминает Змея Горыныча о ста двадцати головах. Каждая голова самостоятельно командует российскими предприятиями и гражданами. И команды эти становятся все «умнее и умнее». К сожалению, никто не видит всей картины в совокупности, а то валялись бы от смеха так, что работать не смогли. К примеру, одна из голов ввела лицензирование тушения лесных пожаров. Естественно, нужно за эту лицензию заплатить. Ну какой дурак мог вообразить, что россияне станут платить деньги за право делать то, чего и раньше-то от них приходилось добиваться силой через организацию «добровольных» пожарных дружин. Всегда на Руси тушили пожары всем Миром. Теперь же мы можем смело отказываться участвовать в тушении пожаров, так как нелицензионный вид деятельности запрещен. Слышите, предприятия России?

Другая голова ввела «аттестацию и аккредитацию» рабочих мест для предприятий и предпринимателей. В чем она заключается? В том, что предприятия и предприниматели должны заплатить деньги за освидетельствование каждого рабочего места. Что сделали эти самые предприятия и предприниматели сразу? Угадайте с трех раз. Правильно, сократили численность рабочих мест. Стали брать необходимых людей временно и только по договорам подряда, а то и вовсе без оформления. Представляется, что государство должно стимулировать создание рабочих мест в России. Пока нет видимых невооруженным взглядом действий, предпринятых в этом направлении. А вот противоположных, направленных на создание незаинтересованности предприятий в создании рабочих мест, можно назвать еще много.

Так может быть, повальная «аттестация» предпринята в целях улучшения условий труда работающих? Давайте посмотрим… Нотариусы, имеющие по одному помощнику – секретарю, и являющиеся физическими лицами, а не предприятиями, должны, оказывается, вести штатное расписание и четыре дополнительных журнала строгой отчетности. В частности, они должны проводить этому своему секретарю инструктаж по технике безопасности под роспись, и желательно регулярно. А рабочее место Генерального директора какого-либо предприятия? Кто-нибудь переживает за его рабочее место? Нет? Да и не нужно, наверное. А рабочее место главного бухгалтера? Тоже нет? А административных работников? А парикмахера, инструктора в фитнес-зале, менеджера туристической фирмы, адвоката? Что, тоже нет? Ну надо же!

Кто это придумал? Какую цель, кроме массовых увольнений, еще преследовала эта голова Змея Горыныча? Может быть, показать свою значимость? Неизвестно. Что же касается проверки предприятий, деятельность которых связана с опасностью, то у них вполне достаточно проверяющих и инспектирующих организаций. Можно было бы даже и поменьше. А то им и работать-то некогда. Встречают проверяющих и провожают, встречают и провожают… А насчет аттестации не советуем успокаиваться. Ее нужно проводить раз в пять лет. А потом не забывайте о последующей аккредитации. Сейчас всех ошкурят на аттестации, и сразу примутся за аккредитацию. Поэтому малые предприятия, по всей видимости, будут существовать ровно пять лет. На глупость можно ответить только еще большей глупостью. Другого способа борьбы просто не существует.

Одна из самых больших голов змея — Пенсионный фонд России. Ярким примером экономической безграмотности и стяжательства стало бездумное установление Пенсионным фондом России в 2013 году для индивидуальных предпринимателей обязательных отчислений в пенсионный фонд в размере 35 000 рублей независимо от полученного дохода. Ваш покорный слуга тоже стал жертвой новой «Акции». В 2013 году я издал свою книгу и, чтобы добросовестно ее продавать с удержанием справедливых налогов, я зарегистрировал ИП. Я планировал заработать от этого проекта тысяч 40 – 50 за год, то есть совсем немного. Когда оказалось, что еще даже не заработав ни копейки, я должен отдать пенсионному фонду страны, в которой мы, мужики, не доживаем до этой самой пенсии, весь свой пока еще виртуальный заработок, то сразу же помчался закрывать ИП. Садиться играть с шулером – бессмысленное занятие. Для этого самому нужно быть еще большим шулером. И таких предпринимателей за три месяца с начала года оказалось ни мало, ни много, а более 600 000 человек! Только вдумайтесь в эту цифру. Пожалуй, за последние 20 лет Пенсионный фонд России выиграл в конкурсе нанесения наибольшего вреда экономике России.

Еще одна голова обязала застраховать все лифты в России! Поздравляем страховой бизнес с очередной победой! Молодцы! Правда, платить придется товариществам собственников жилья, живущих в многоэтажных зданиях, то есть гражданам России, доходы которых не стали больше за последние три – четыре года. А если у кого-то и стали, то они наверняка планировали их потратить с большей пользой. Ну что ж? Это еще один пример того, как работает связь между государством и населением. Один субъект экономических отношений вводит очередной платеж, который второй субъект обязан молча платить.

Казалось бы, все понятно. Государство заняло роль многоголового Змея Горыныча, и недолго ждать, когда эти головы съедят все, до чего дотянутся, и примутся друг за друга, ан нет: не все так просто. Оказывается, у нашего государства появились любимчики, выпадающие из общей схемы. Прошедший финансовый кризис ярко обозначил этих любимчиков: государственные корпорации, энергетики и банки. В то время, как доходы всех предприятий, предпринимателей и граждан страны снизились вдвое, энергетики подняли цены, а банки ставки по кредитам практически в два раза. Во время последнего кризиса государство запретило произвол в отношении граждан, но даже не подумало этого сделать в отношении хозяйствующих субъектов. В результате обанкротились и прекратили деятельность даже не тысячи, а десятки, сотни тысяч предприятий. Следует заметить, что кризис 1998 года был не менее страшным, но выход из него был осуществлен намного легче и быстрее. Тогда не было любимчиков, и потому рыночные отношения позволили совместными усилиями всех хозяйствующих субъектов, в том числе банков, преодолеть последствия кризиса всего лишь за один – два года. Из этого примера можно сделать вывод о том, что рыночные отношения в сфере экономики России существуют пока только на уровне малых предприятий. И в этом отношении страна сделала шаг назад по сравнению с 1998 – 2000 годами.

Цена на электроэнергию от государственного регулирования преобразовалась в монополию, чего государство не должно было допустить. Но этот вопрос так до сих пор и не решается. Управление этой отраслью осуществляется «Рыком из Кремля». Что это? Рыночные отношения? Командно-административные отношения? Государственное управление? Нет. Это новая система управления. Ее можно условно назвать «Хозяин-Барин». Вспомнил барин об энергетиках, коммунальщиках, или банках, погрозил им пальчиком, они маленько притихли. В другой раз вспомнит через год, или два, как придется. А они пока пошуруют. Вспомнил еще о ком-то, похвалил, или поругал. А они в глазки смотрят, стоят навытяжку – приятно-то как… И портретик обязательно в каждом кабинете чиновника, естественно, не Гоголя, или Некрасова. Лояльность свою показывают. Скоро по два портрета повесят, чтобы где человек не сел, всюду бы его видел этот строгий неподкупный взгляд. Где-то я уже это видел… Вот только где?


Авторские права защищает Международный юридический центр «Номос»

Нижний Новгород,
ул. Маршала Казакова, 3
+7 (831) 312-32-45


Подписывайтесь в соцсетях: