Александр Смирнов

План преобразования России. Часть 29

Опубликовано

Финансово-банковская система
(продолжение)

В последние дни (конец октября – начало ноября 2017 года) произошли два знаменательных события в области финансово денежной политики России: цена на нефть выросла на 10 процентов и достигла 54 долларов за баррель, и рубль был ослаблен по отношению к доллару на 2 рубля – с 57 до 59.

Из этих двух событий можно сделать очень важные выводы. Во-первых, рубль уже не связан с ценой на нефть. Во-вторых, он вообще уже ни с чем не связан, во всяком случае, официально. Таким образом, рубль превращен в инструмент манипулирования обществом без каких-либо объяснений, экономических показателей, интересов этого самого общества граждан страны и, я предполагаю, без участия вообще разума.

Дмитрий Медведев назвал ЭТО в ноябре «плавающим курсом» рубля. Зря он это сделал, так как в России плавает и не тонет лишь одно, и раньше это не называлось рублем. Теперь вот рубль начал «плавать». Очень жаль!

В предыдущей части Плана я указывал на необходимость укрепления рубля. После этого создалась идеальная ситуация к такому шагу – беспрецедентное поднятие цены на нефть. И вдруг совершенно необъяснимое вредоносное действие – ослабление рубля. Давайте разберемся, кому это оказывается выгодным, ибо все делается под влиянием чьих-либо интересов. Все-таки рубль не «плавает», а «плывет», подталкиваемый чьей-то палкой. Не существующими экономическими законами, это точно.

Во-первых, конечно же, это выгодно американцам. Стабильность доллара в сложной экономической ситуации, когда Китай укрепил юань, пошатнулась. И в данной ситуации только ослабление рубля могло скорректировать кризис доллара. Я допускаю, что Трамп лично попросил Путина о такой помощи. Тогда это все бы объяснило, кроме, пожалуй, интересов россиян – простых граждан, которые заслужили, чтобы их уровень жизни в благоприятной экономической ситуации несколько бы приподнялся. Импортные товары могли бы подешеветь на 10 %, а это много. Но почему-то интересы россиян ушли на второй план даже по отношению к гражданам других государств, которым мы оказываем помощь, о которой граждане нашей страны узнают постфактум, и не понимают, почему они сами перестали считаться нуждающимися в помощи. Ведь кушают все последние 8 лет россияне все хуже и хуже, все скромнее и скромнее год от года. Кто это такой добренький в ущерб своему народу?

Второе, якобы, это выгодно российским производителям, которые конкурируют с иностранными производителями, к примеру, в той же сфере сельскохозяйственного производства. Но мы уже неоднократно указывали на то, что интересы производителей и государства различаются, а порой даже противоположны, и следует разумно подходить к вопросам управления экономикой. Интерес предприятий прежде всего в зарабатывании прибыли для своих акционеров. Но акционеров тоже интересуют нормальные деньги – полноценные. Сравнимые с теми, что они инвестировали в акции предприятий, а не обесцененные. Таким образом, акционеры рыночных предприятий заинтересованы в укреплении, а не ослаблении рубля.

По поводу государственной программы поддержки российских сельхозпроизводителей, заключающейся в субсидировании государством половины процентной ставки по кредитам, то результат я покажу на простом примере. Я зашел в «Евроспар» (магазин такой продовольственный) и увидел свежие огурцы семи не Нижегородских производителей. География городов меня очень удивила. Среди поставщиков были города, находящиеся на расстоянии 200, 400, 500 и даже 700 километров от Нижнего Новгорода. Нижегородских огурцов в этот день не оказалось, и я не стал брать никаких. Покупателей, как всегда в последние годы, было очень мало.

Данный факт говорит о том, что производители затарились продукцией и организовали кризис перепроизводства. Ну наконец-то проблемы капитализма нас настигли. Но речь не об этом. Для меня очевидным стало бездумное поощрение одного сектора в ущерб всем остальным. Ведь у народа-то денег не стало больше. И покупать не стали больше. А производство увеличилось в несколько раз. Куда пойдет невостребованная продукция? На свалку! А предприятия, которые не смогли реализовать свою продукцию? Туда же. Как и полученные ими кредиты, которые будет нечем отдавать. Очень жаль те предприятия, которые много лет до этого с огромным трудом завоевывали свое место на рынке, а сейчас стали жертвой очередной бездумной и неудачной государственной кампании.

Я проанализировал превозносимые в СМИ этой осенью «достижения» страны в производстве зерна (самое большое за последние 100 лет) и задался вопросом: что же будет с этим зерном? Так как я изучал данный рынок вместе с теми предпринимателями, которые этим бизнесом занимались в последние 25 лет, то знаю, что если не просушить зерно в течение 1 месяца, то оно сгниет. За последние 30 лет количество элеваторов, занимающихся просушкой зерна, уменьшилось в несколько (боюсь даже приблизительно назвать цифру, но не менее, чем в 2 раза, это точно) раз. Построить их быстро невозможно. Это капитальное строительство. Чиновники, рапортующие о большом урожае, ловко обходят этот вопрос. Если бы процесс развивался естественным путем, то производство зерна и его переработка тоже бы шли рука об руку. Элеваторы по мере необходимости строились бы, причем в тех местах, где это нужно. Таким же образом возрастало бы количество транспорта. Вот о недостатке вагонов для перевозки зерна в СМИ все же упомянули, но, правда, с негативным оттенком указали на иностранного владельца соответствующего подвижного состава. На самом же деле виновато российское правительство, управляющее экономикой страны непрофессионально, а по-советски, с помощью «шапкизакидательских» кампаний. Результаты от этих кампаний неважные. Я неоднократно просил создавать для всех участников рынка равные условия. Только тогда рынок будет сбалансированным, и экономика станет развиваться равномерно. Теперь же я должен с достаточно большой долей вероятности предположить самую большую гибель зерна в России за последние 100 лет.

Интересы государства намного шире, чем интересы отдельных предприятий, или даже целых секторов промышленности: рост благосостояния граждан, увеличение капитализации промышленной системы страны, увеличение производства валового национального продукта, укрепление обороноспособности страны, увеличение авторитета страны на международной арене и т.д. Заметьте, однозначно в этом списке нет одного: производства продукции! Никакой и никогда!

На мой взгляд, ослабив рубль, государство поддержало неуспешных российских производителей, которые все равно не используют предоставившегося шанса и загнутся (когда-нибудь они все равно загнутся). А в то же время будет потерян шанс для российского государства и страны в целом – повысить авторитет рубля и увеличить денежную массу вдвое без всяких вредных последствий для экономики. Я имею в виду государственные заимствования. Те государственные заимствования, которые в сентябре провалились, должны были выучить чиновников, отвечающих за финансово-денежную политику страны простой истине: Государственные заимствования любой страны подчиняются рыночному правилу. На них инвесторы должны зарабатывать! А как можно заработать на постоянно ослабляющейся валюте? Никак! Это просто в принципе даже невозможно! И потому процентные ставки должны быть намного доходнее, чем в других аналогичных случаях. А это опять же невозможно, так как тормозит всю промышленную систему страны.

Выпустив в течение 2017 года три займа по 5 миллиардов рублей, российское государство не смогло продать всего-то на 250 миллионов долларов государственных ценных бумаг! Это катастрофа всей финансово-банковской системы России. Это реальный показатель эффективности ее работы! Весь мир отвернулся от российского рубля. И причиной тому непрофессионализм. Совершаются действия в денежной сфере государства, вредящие этой сфере, и не совершаются те, которые должны помочь ей укрепляться.

Снижением курса рубля именно в данный момент времени в данной ситуации мы, вместо того, чтобы развеять опасения инвесторов, еще раз подтвердили следующее: «Вы абсолютно правы! Мы дураки, и дела с нами иметь не следует! Все наши государственные заимствования обесценятся, и вы не только не заработаете на них, но обязательно потеряете свои деньги». В таких условиях российское государство вместо того, чтобы увеличить доверие инвесторов к стране, полностью дискредитировало РФ в глазах мирового сообщества и лишило возможности привлекать не только долгосрочные, а вообще любые инвестиции.

В то же время я лично сомневаюсь, что на ослабление рубля оказали влияние российские производители. Вся наша история рыночного хозяйствования убеждает в том, что на предприятия, в первую очередь, не государственные, конечно же, нашим чиновникам и нашему государству «начхать», если не сказать «хужее». Об этом наш весь предыдущий «План преобразования России». Вряд ли что-то изменилось и на этот раз. Следовательно, причину нужно искать другую.

Неужели случилось то, о чем мы неоднократно предупреждали: российское государство превратилось в предприятие? Предприятие-государство – это убийца любой экономики, которое может существовать лишь в условиях неконтролируемого притока средств от реализации нефти и газа. И даже в этих тепличных условиях предприятие-государство уничтожит любую страну, предварительно сбросив население в нищенское состояние. Все страны социалистического лагеря тому свидетельством.

Лишь только интересами госкорпораций я могу объяснить ничем другим неоправданное снижение курса рубля при росте цен на нефть. Лишь эти структуры заинтересованы в ежегодном повышении цен на свою продукцию, и добиваются этой цели всегда и неизменно! Ссылаются на все, на что принято ссылаться в таких случаях, и что нормальный руководитель государства должен игнорировать. «Снизилась инфляция? Так понизьте хотя бы курс рубля…», — говорят они. И Россия послушно понижает курс рубля, ведь госкорпорации – это военно-промышленный комплекс страны, атомная энергетика, ракетостроение, новые технологии (я бы назвал их скорее старыми, или устаревшими), авиастроение, частично судостроение и т.д. и т.п.

Что может подтвердить наше мнение? Да хотя бы высказывание нашего премьер-министра Медведева в этом же ноябре на международном авиасалоне. Он сказал, что по отношению к российским производителям все чаще применяются методы недобросовестной конкуренции. Если мы переведем эту фразу на язык экономики, то она обозначает, что все развитые страны в лице правительств приняли на государственном уровне законодательные акты, ограничивающие права российских производителей, почему-то сплошь оказавшихся госкорпорациями. Но почему они это сделали? Да потому, что вынуждены защищать интересы собственных производителей от недобросовестной конкуренции со стороны России. Именно России, а не российских предприятий. РФ превратилась в уродливое образование государства-предприятия и вступила в конкурентную борьбу с предприятиями всего мира. Естественно, что потенциал РФ, как крупного государства, превосходит потенциал любого сколь угодно крупного предприятия. В том числе Россия понижает курс собственной валюты, чтобы сделать товары госкорпораций конкурентоспособными.

Именно РФ занимается недобросовестной конкуренцией на мировом рынке, а не кто-то другой. И защититься предприятия всего мира могут лишь с помощью своих государств. Причина всех санкций – это недобросовестная конкуренция российского государства в виде государства-предприятия. Об этом мы предупреждали неоднократно в предыдущих главах, предостерегая и предупреждая о возможном противостоянии со всем миром, если наше государство вновь займется предпринимательской деятельностью в виде государства-предприятия (термин мой).

Но разве может быть по-другому? Ну конечно же может. Неудачное экономическое прошлое – это не панацея. Есть выработанные мировой практикой рецепты по выходу из всех видов экономических кризисов.

К примеру, перевести в рыночный сектор экономики большую часть промышленных и научных предприятий – это значит повысить устойчивость экономики России в целом. Какой смысл загонять все население страны в неэффективно работающие госпредприятия, где зарплаты со временем станут как в Советском Союзе – рабскими? И труд – тоже рабским, а потому неэффективным. Принимать закон о тунеядстве, чтобы никто не мог отказаться от рабского труда за копейки, запретить иностранную прессу, опустить железный занавес и превратить россиян в международных изгоев – этот сценарий мы уже проходили и не хотим его повторения. Тоталитаризм – страшная зараза, и вылечиться от нее практически невозможно. Власть слаще секса… Об этом писали психиатры всего мира, ну кроме советских, конечно же.

Ввести единые правила игры для всех, с учетом лишь различия предприятий на малые, средние и большие, а также мелкое предпринимательство.

Построить финансово-кредитную сферу под нужды промышленной системы и населения страны, а не госкорпораций, значит укреплять, а не ослаблять национальную валюту. Повысить уровень доверия к стране в виде его национальной денежной единицы – это значит увеличить капитализацию России в десятки и сотни раз. Только лишь этим действием.


Авторские права защищает Международный юридический центр «Номос»

Нижний Новгород,
ул. Маршала Казакова, 3
+7 (831) 312-32-45


Подписывайтесь в соцсетях: