Александр Смирнов

Приобретение магического помощника

Опубликовано

С истинным понятием управляемого сновидения связано и приобретение помощника. Чтобы разобрать этот вопрос, нужно вернуться к первоистокам, к народным сказаниям и традициям. Более всего тема приобретения магического помощника раскрывается в русской волшебной сказке.

Зачастую сказка начинается с того, что царь желает выдать свою дочь замуж и кличет всенародный клич, сообщая условия выдачи. Об этом хорошо замечено у Владимира Проппа в книге «Исторические корни Волшебной сказки»: «В таких случаях сватовство вызвано задачей. Здесь мы имеем вначале задачу, а потом сватовство, состоящее в попытке решить эту задачу. Типичный случай — «Сивко-Бурко». «Вдруг» «на ту пору» от царя приходит «бумага», что царь выдает дочь за того, кто с коня поцелует ее на лету, а она будет сидеть на балконе или башне (Аф. 180). Это — самая известная, но далеко не единственная задача, задаваемая в таких условиях. Например: «Прослышали они, что пришла от царя бумага: кто состроит такой корабль, чтобы мог летать, за того выдаст замуж царевну» (144). Таких случаев можно указать несколько, и задачи в этих случаях разнообразны. Что, собственно, заставляет царя задавать задачу, об этом ничего не говорится. Другими словами, задачи не мотивированы. Неясно пока и другое. Задачи настолько трудны, что они должны быть признаны невыполнимыми. Герой их выполняет, потому что у него есть волшебный помощник. Задача задается как испытание жениха. Под «силой» подразумевается не физическая сила, а сила иного рода. Какая сила здесь испытывается, это вытекает из всего предыдущего хода сказки, это вытекает и станет ясным из анализа задач: здесь испытывается та сила, которую мы условно называем магической и которая воплощена в помощнике.
В сказке «9. Три дворца и подземное царство» [Волшебное кольцо] в сборнике Д.К. Зеленина Иван-дурак приобретает в подземном царстве волшебное кольцо, слугами которого являются три пастуха. Они строят для него три дворца, хрустальный, серебряный и золотой.
Во всех случаях герой доказывает, что он обладает теми средствами, которые даются не всякому: он доказывает свою магическую вооруженность. Сюда же относится задача: «Поди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что» (212). Страна, куда посылается герой, есть тридесятое царство, а «то, не знаю что» оказывается помощником, имя, название которого табуировано и высказывается не прямо, а иносказательно. Эта иносказательность непонятна для героя до того момента, пока он не приобретает помощника» (Владимир Пропп. Исторические корни Волшебной Сказки).

Помощником героя сказок всегда является волшебное существо, способное делать невозможные для обычных людей вещи. И этот помощник всегда сориентирован исключительно на своего хозяина, добывшего его. Это джин Аладдина, волк Ивана-царевича, конек-горбунок Иванушки-дурачка, Марья-искусница Ивана-царевича и т. д. Характерно то, что герой всегда становится царем, несмотря на то, что в начале сказки чаще всего именуется дурачком. Очевидно, что дурачком его называют за отличия в поведении. Он выглядит и разговаривает странно, не так, как все – потому и кличут его дураком. Но именно эти отличия позволяют ему приобрести волшебного помощника. В сказках ясно говорится, что такая возможность предоставлена всем. Но большинство засыпает в самый важный момент. Вот вам и подсказка. Связь волшебного помощника со сном.

На самом деле приобрести помощника можно только в сновидении. Потому царь и отправляет героя: «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что». Речь как правило идет о волшебном предмете, или помощнике. Когда человек ищет помощника в сновидении, никогда и никому заранее неизвестно, в каком месте он его найдет, и кем тот окажется. Каждому суждено свое. Далее в книге В. Проппа об этом говорится более ясно: «Способы, какими шаман приобретает помощников, различны. Кребер, исследовавший религию индейцев в Калифорнии, говорит: «Самый обычный путь приобретения шаманской силы в Калифорнии — это видеть сны. Дух, будь ли то дух животного или местности, солнца или другого предмета природы, умерший родственник или совершенно бестелесный дух, навещает будущего шамана в его снах, и установившаяся между ними связь есть источник и основа силы его. Дух становится его духом-хранителем или «personal», от него он получает песни и обряды или знание заклинаний, что дает ему способность вызвать или отозвать болезнь и делать и выносить то, чего другие не могут» (Kroeber 1907, IV, 325)».

Таким образом, приобретение магического помощника пронизывает уже не только русский фольклор, но и шаманские учения всего мира.

Роберт Мосс в своей книге «Осознанные сновидения: Духовный путь для повседневной жизни» пишет о неком блестящем юноше, называвшем себя Филемон, который начиная где-то с семи лет стал посещать его в снах и сообщил множество полезных сведений. По свидетельству автора, он не считал Филемона ни умершим, ни «воображаемым» другом. Для него он был совершенно реальным человеком, учившим и наставлявшим его в течение долгого времени. Каково же было изумление Роберта, когда он узнал, что знаменитый Юнг описывал видения, в которых он также встречался с проводником по имени Филемон. Правда, Юнг видел его иначе – стариком с рогами быка и крыльями зимородка. О значении этого помощника в жизни Юнга говорит тот факт, что известный ученый собственноручно соорудил памятник в честь Филемона рядом со своим домом у озера в швейцарском городке Боллинген. Подобных помощников имели и до сих пор имеют многие люди, оказавшиеся достойными этой чести.

В Саяно-Алтайском регионе шаманы подразделялись на три категории в зависимости от количества духов – помощников. «Пугдуры относились к великим камам. Они имели одновременно до девяти бубнов, особый костюм, оснащенный металлическими стрелами и крыльями орла, и огромную армию сильных духов… Пугдуры руководили на горных жертвоприношениях, лечили от бесплодия женщин, получая жизненную силу – «хут» от самой богини Умай, занимались предотвращением эпидемий скота, сопровождали души умерших людей в царство мертвых.

… Пулгосы … относились к категории средних, небольших шаманов. Они обладали только одним бубном и носили простой шаманский наряд. Пулгосы занимались лечебной практикой, избавляя людей от многих болезней. Их шаманское путешествие ограничивалось соседними районами Саяно-Алтая…

Чаланчики… представляли низшую, но самую многочисленную часть шаманов. Они обладали гипнозом и небольшим отрядом духов. Чаланчики не были посвящены в догматику шаманизма, не имели шаманского костюма и бубна… Они лечили людей от болезней ног и головы, от чесотки, от коликов в животе, от кашля, избавляли детей от испуга или сглаза, производили гадания…» (Бутанаев Виктор Яковлевич. Традиционный шаманизм Хонгорая / Бутанаев В.Я. – Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, 2006. – 254 с. Илл.).

Сила шаманов заключалась в действии армии служебных духов – «тёсей». Как правило, камы получали духов по наследству и дополняли подаренными Адам-ханом (в хакасской традиции является мифическим главой всех шаманов и главным повелителем духов). Тёси, согласно шаманским представлениям, являются невидимыми бессмертными существами, которые были созданы одновременно с водой, землей и небом. У каждого тёси свой характер, свои предпочтения, которые шаман обязан знать. В частности, тёси и горные духи очень любят слушать сказания и горловое пение «хай». Если случалось, что шаман начал камлание, а в другом месте в это же время исполнялось героическое сказание, то духи не являлись на вызов шамана.

Таким образом, мы видим, что понятие помощника (духа, тёси) существовало с незапамятных времен и в традициях шаманизма существует и поныне. Значение такого человека, имеющего волшебного помощника, огромно. Видимо, поэтому цари древности стремились заполучить себе в зятья человека, который бы усилил их правление. Попросту говоря, цари древности искали себе в помощь жрецов (шаманов, волшебников) наивысшей ступени посвящения, позволяющей тем иметь помощника, способного оказывать влияние на существующий реальный мир. Такие волшебники усиливали царскую власть, но в то же время начинали со временем на нее претендовать. Чтобы устранить это противоречие, цари женили избранного жреца-волшебника-сновидца на своей дочери.

Из доступных нам источников мы знаем, что шаманом может стать человек с тонкой душевной организацией, легко впадающий в транс, беспамятство, и потому иногда ведущий себя как бесноватый. Таких людей в России традиционно называли дураками, а в Хакассии – избранными духами шаманами. Видимо, именно с этим связана традиция русских сказок называть будущих царевых зятьев Иванами-дураками.

Кстати, вы заметили, что все волшебные действия в русских сказках совершаются именно ночью? И ведь это не только никого не удивляет, а наоборот, кажется естественным. И задачу-то цари всегда именно так и ставят – мол, к утру сделай то-то и то-то. То есть они знают, что такие вещи можно сделать только ночью, и только при содействии волшебного помощника. Проще всего, конечно, отнести сказку к вымыслам. Но слишком уж близко описание волшебного мира в русской сказке и открытого учеными только что мира осознанных сновидений. Камлание шаманы также предпочитают производить вечером, или ночью.

Что же может такого необычного сделать человек, имеющий помощника? На самом деле очень много. Сказки – источники знаний и традиций – рассказывают о летающих кораблях, возводимых за одну ночь дворцах, выращенном за одну ночь урожае, сапогах-скороходах, волшебной палочке, летучем коне, волшебнице щуке и золотой рыбке, а также других. В это трудно поверить, а вот в то, что шаманы лечат людей от различных заболеваний, знают прошлое и будущее, регулируют погоду, мы уже нисколько не сомневаемся. В частности, при попытке спустить глубоководные аппараты на дно Байкала летом 2008 года это удалось сделать только после вмешательства местных шаманов, договорившихся с духами. До этого все попытки оканчивались неудачей. Один аппарат даже был поврежден. Трудно, или невозможно поверить в случаи левитации человека. Чтобы поверить в возможность левитации, необходимы примеры из заслуживающих доверия источников. Таковых мы не обнаружили, а приводим пример из наиболее интересных. Здесь имеет смысл обратиться к случаям одержимости, исследуемым специалистами. Одержимость – это шаманизм наоборот, или когда дух (тёся) завладевает своим хозяином против воли последнего. Такие случаи нередки, и именно они в силу беспомощности больного изучены довольно хорошо. Достаточно будет привести лишь одну историю, записанную одной женщиной, Анной Бартскьер, в семье которой она произошла в 1608 – 1609 гг.; в 1674 г. История эта была издана с дополнениями и пояснениями ректором в Герлуфсгольме, магистром Брунсмандом.

«Первый раз пережили мы страх в нашем доме ночью, когда мы с моим покойным мужем Гансом Бартскьером лежали в постели; тогда под нашим изголовьем послышались звуки, подобные тому, как когда наседка сзывает своих цыплят. Через некоторое время покойный Ганс Бартскьер отправился в Германию. Спустя четырнадцать дней у нас начался великий ужас, и мы стали свидетелями отвратительных вещей. При нас находился маленький мальчик двенадцати лет, сын дяди моего мужа по матери. Когда вечером он должен был лечь спать, он начал кричать и плакать, говоря, что не решается ложиться на чердаке, так как там вокруг него происходит столько гадкого. Тогда я положила его у нас в комнате. Вскоре после того, как он улегся, мы услыхали его жалобные крики. Мы поспешно подбежали к нему; все четыре кроватные ножки, качаясь, подбрасывали его туда и сюда; его глаза были так широко раскрыты, как только это возможно, и никто не мог их закрыть; его рот был так стиснут, что никто не мог его разжать. Мы долго стояли возле него, пока он опять не получил голоса и не закричал… Вечером (следующего дня), когда мы собирались ужинать, он стоял возле стола, чтобы получить свою долю. Тогда я сказала ему: «Яков, поешь, иди спать и поручи себя охране Бога. Если с тобой опять начнется то же, что в прошлую ночь, ты нас всех этим так напугаешь, что мы должны будем убежать из дома». Когда я это сказала, комнатная и кухонная двери распахнулись настежь. Мальчик быстро был выхвачен от стола во двор и поднят на воздух на полтора фута от земли. Так висел он в воздухе с вытянутыми руками, открытыми глазами и сжатым ртом. Его подбородок то поднимался, то опускался, как бы собираясь отвалиться. Мы схватили его за ноги и за плечи и тянули изо всех сил, желая опустить его на землю. Но мы не могли сдвинуть его с места. Тогда мы здесь же пали все на колени и стали взывать к вечному Богу, чтобы он явил нам милосердие и сострадание. И когда мы помолились, он был освобожден и встал на землю, но его рот еще был стиснут, а он не мог совсем говорить». (Леман А. История колдовства и суеверий. Современная версия / Альфред Леман. – М.: Эксмо, 2007. – 416с.: ил. – (Мировая история).

Духи существуют в своем мире, который на самом деле не является духовным в нашем понимании. Лучше его называть миром духов. Духи получают возможность существования и деятельности в реальном мире только благодаря проводнику – шаману. Поэтому зачастую духи сами подыскивают себе такого проводника. Говоря о помощнике, мы все же не имеем в виду духов. Скорее мы подразумеваем сущности сновиденного мира, который в других системах философских теорий называется астральным, или витальным. Они отличаются от духов, но принцип компенсации за услуги сохраняется и в этом случае. Причем войти можно – выйти трудно. Поэтому и в том, и в другом случае необходима огромная осмотрительность. А лучше вовсе не связываться ни с какими помощниками.

Обученный человек может сознательно существовать в сновиденном мире. Способности его там намного больше. Действительно, силой мысли человек в сновиденном мире может за несколько минут создать дворец, а затем бродить по нему. В сновиденном мире человек может проходить сквозь стены, летать самостоятельно, или с помощью какого-нибудь устройства, к примеру, летучего корабля. В сновиденном мире человек может за час вырастить и собрать урожай, изготовить золотые украшения. Единственное, чего человек не может – это перенести результат своего труда в сновиденном мире в мир реальный. Это может сделать помощник человека из мира сновидений. Но заполучить такого помощника очень непросто, да, в общем-то, и не нужно. Услуги такого помощника обходятся очень дорого. И все же это возможно. Много сновидящих, но мало имеющих помощника. Самому же сновидящему перенести из мира сновидений в реальный мир предметы очень трудно и связано это с большими энергозатратами. В Индии, где находится большое количество различных школ (ашрамов) духовного развития, сторонники спорят о преимуществах своих учителей, приводя в пример время существования в физическом мире материализованных ими предметов. Обычным сроком существования таких предметов, после чего они просто исчезают, считается шесть месяцев. Любой срок, превышающий шесть месяцев, свидетельствует об особой святости такого учителя. Известны примеры материализации предметов, которые существовали после этого десять, и даже двенадцать лет.

Рассказ о неких сущностях, которые существуют, но при этом невидимы, будет неполон, если мы не приведем фактов, вызывающих доверие. Одно из таких подтверждений мы находим в книге Дж. Мак-Монигла «Секреты дистанционного видения», являющейся практическим пособием. Автор книги на протяжении 20 лет принимал участие в проекте правительства США «Звездные врата», целью которого было освоение и применение паранормального шпионажа. Сам Дж. Мак-Монигл называет этот метод дистанционным видением и в книге описывает процесс освоения его на практике. Следует отметить, что автор книги достиг в проекте статуса «ясновидящего агента 001», поэтому к приводимым им сведениям мы относимся с доверием. Он пишет: «Как эта тема оказалась в книге, посвященной дистанционному видению? На это есть несколько причин. Во-первых, взаимодействие с тем, что представляется нам мыслящими сущностями, по-моему, вполне реально. По крайней мере, об этом рассказывают экстрасенсы и люди, которые целенаправленно занимаются дистанционным видением. Во-вторых, судя по моему личному опыту, такое взаимодействие – естественный побочный эффект, который возникает во время занятий дистанционным видением и паранормальной деятельностью в целом.
Время от времени возникают сообщения о том, что при попытке начать сеанс дистанционного видения человек сталкивается с бесплотным существом или эфирной мыслящей сущностью. Некоторые дальновидящие рассказывали мне, что эти существа запрещали им исследовать определенные области. А иногда они помогали дальновидящим. …я не раз убеждался в том, что подобное общение оказывает серьезное воздействие на того, кто его пережил» (стр. 227-228, Мак-Монигл Дж. Секреты дистанционного видения. Пособие. Перевод с англ. Е.В. Корневой – СПб.: ИГ «Весь», 2008. – 240с. – («Ноль времени»: архивы военной парапсихологии).

Роберт Мосс пишет о том, что «В сновидящих культурах поощряются и личные отношения с другими животными-хранителями. Такие звери и птицы могут приходить в сновидения в роли посланцев и помощников, открывать свою сущность в видениях или необычных случаях реальной жизни. Подобные отношения очень важны, они являются частью силы. Когда рядом лев или волк, любые враги (и во сне, и наяву) выглядят не такими страшными и огромными» (с. 262, Мосс Роберт. Осознанные сновидения: Духовный путь для повседневной жизни/ Перев. с англ. – М.: ООО Издательство «София», 2009. – 544с.). Он рассказывает о том, что шаманам с давних пор приписывается способность изменять свой внешний вид, а также превращаться в зверя, или птицу. Это связано с созданием такого зверя, или птицы именно из своего довольно пластичного тела сновидения, физическое же тело остается человеческим, только движения его во время обряда камлания становятся похожими на движения его «животного силы». В Мексике такого двойника называют «нагуалем», а в племени ирокезов – «ояроном». У многих народов родиться в определенном племени означало быть связанным с определенным тотемным животным. Им мог быть Волк, Медведь, Ягуар, Черепаха и так далее.

Итак, древние верования уверяют, что приобрести магического помощника возможно. Делать это следует во сне. Но стоит ли это делать? Очень большой вопрос!


Авторские права защищает Международный юридический центр «Номос»

Нижний Новгород,
ул. Маршала Казакова, 3
+7 (831) 312-32-45


Подписывайтесь в соцсетях: