Реинкарнация. Отрывок из книги Мир снов
Далеко не все религиозные и философские доктрины признают реинкарнацию. К примеру, Христианство в IV-м веке нашей эры окончательно отказалось от этого представления об устройстве мира на Вселенском соборе. Но в Библии, тем не менее, сохранилось высказывание Христа о том, что в Иоанне Крестителе возродился Илия. Ислам сохранил некоторые элементы реинкарнации, хотя бы в отношении людей: «28. Как вам не веровать в Аллаха? Вы (изначально) были жизни лишены. Затем Он одарил вас ею. Со временем Он повелит вам умереть, чтобы потом опять вернуть вас к жизни, и вновь потом к нему вы возвратитесь». (Коран. Перевод смыслов и комментарии Иман Валерии Пороховой. – 8-е изд. – М.: РИПОЛ классик, 2005. – 800с., с. 34).
Один из ученых сынов Ислама писал: «Я выступил из камня и стал растением; я выступил из животного и стал человеком; почему бы мне бояться смерти? Когда же я уменьшался, умирая? Когда же я, умирая, становился меньшей величиной? Со временем я выступлю из человека и стану ангелом». (Безант А. Законы высшей жизни: [пер. с англ.] / Анни Безант. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2006. – 605, [3]с. – (Духовные учителя), с. 137)
Индуизм, как наиболее древняя из существующих систем религиозного верования, относит реинкарнацию и связанный с нею закон Кармы к основополагающим в космологических представлениях об устройстве мира. Буддизм, возникший позднее из недр Индуизма, сохранил представление о реинкарнации. Мистики-христиане, суфии, теософы, саентологи также признают реинкарнацию.
Пифагор, Сократ и Платон признавали реинкарнацию, как необходимую часть устройства Мира. В своем труде «Федон» Платон утверждал, что если бы не реинкарнация, то жизнь во Вселенной скоро исчезла бы, связывая своим рассуждением воедино реинкарнацию и жизнь. Аристотель и Лукреций в своем материалистическом взгляде на жизнь относили существование души и жизни к проявлениям (функциям) физического тела.
Нельзя сказать, что признание или же отрицание реинкарнации являются принципиально различными философскими доктринами. Реинкарнация ставит во главу угла эволюцию сознания, материалистическая философия преодолела отставание в этом вопросе, предложив эволюционную теорию видов Чарльза Дарвина. И в том, и в другом случае признаются закономерности развития в природных проявлениях жизни. Материалисты вовсе не отрицают, что наряду с развитием видов может происходить и эволюция сознания. Идеалисты и не собираются отрицать, что эволюция сознания непосредственно связана с эволюцией живых форм на Земле. Следовательно, реинкарнация, как теория эволюции сознания не является противопоставлением теории эволюции видов. Посвятив время на обнаружение взаимосвязанных проявлений, мы могли бы выявить общие закономерности и создать общую теорию эволюции, где развитие сознания и физической формы наглядным образом бы увязывалось и могло быть наблюдаемо и измеряемо. На наш взгляд, именно в изучении сна кроется такая возможность.
По нашему глубочайшему убеждению, наивно было бы думать, что человек создан природой только для того, чтобы он эту самую природу бы и уничтожил. Или для того, чтобы, прожив несколько десятков, сотен, или тысяч лет, исчез бы в небытие, оставив после себя лишь разлагающееся тело и быстро исчезающие свидетельства развитой или не очень цивилизации. Обнаруживая закономерности во всем сущем от микроуровня до макроуровня, мы не можем согласиться со столь вызывающе хаотичным и бессмысленным предназначением Жизни. Существование разумного существа – человека – может быть лишь частью единой системы, и не наша вина в том, что мы пока не поднялись до того уровня сознания, который позволил бы увидеть эту систему в целом, во взаимосвязи всех компонентов. То, что мы узнали о снах, позволяет согласиться лишь с одним постулатом существования жизни – реинкарнацией.
Реинкарнация представляет собой логичное объяснение замысла природы (Создателя): эволюцию сознания от минералов к растениям, далее от растений к животным, и, наконец, от животных к человеку. Дальнейший путь предусматривает переход сознания человека к духовному существу. Этот взгляд на происхождение жизни объясняет ее цель с объективной точки зрения. Он присущ практически всем восточным религиям. Другие взгляды на этот предмет не последовательны и не логичны. Кто-то считает, что люди созданы в качестве рабов Бога. Другие говорят, что человек – это результат некого эксперимента то ли Всевышнего, то ли инопланетян. Третьи претендуют на исключительность одного народа, или одной касты. И такие взгляды встречаются даже на Востоке. В частности, кастовая система в Индии не позволяет развиваться всем людям без исключения, ограничивая в правах представителей низших каст.
Мы уже обращали внимание на то, что во снах умершие люди снятся нам живыми, и это кажется нам совершенно естественным. Возможно, информация о смерти не имеет смысла как для ОСО (оперирующего сознания), так и Сон-Системы, и потому у нее нет шансов попасть в ИРЧП ПЖС (инстинктивно-рефлекторную часть памяти банка памяти жизни во сне) и там закрепиться? Это могло бы все объяснить. Разум избегает совершать действия, которые не имеют для него смысла. Это правило действует автоматически, независимо от воли. Следовательно, логично будет предположить, что память сновиденного тела содержит установку (ранее достигнутое понимание) о том, что смерть физического тела не имеет значения для индивидуального сознания, так как оно не прекращает своего существования со смертью физического тела. Это знание закреплено на уровне безусловных рефлексов более ранним опытом, чем текущая жизнь. И такое объяснение может являться еще одним доказательством реинкарнации, то есть неоднократного существования в различных физических формах (телах).
Высказанная нами мысль об эволюции сознания, проходящей стадии развития в качестве минералов и растений, подтверждается взглядами древней философии. К примеру, у Анни Безант находим: «В течение долгих веков дух осеняет эти свои будущие смертные тела, озаренные его жизнью, пока они медленно поднимаются из минерального царства в растительное и из растительного в животное… Когда же животная форма достигает той точки развития, когда эволюционирующая жизнь стремится, поднявшись, слиться с высшей жизнью, тогда дух посылает в ответ на ее стремление биение своей собственной жизни, и в этот решающий миг зарождается ментальное тело человека, подобно искре, вспыхнувшей между углями электрической дуги. С этого мгновения человек индивидуализируется для жизни в высших мирах». (Безант А. Законы высшей жизни: [пер. с англ.] / Анни Безант. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2006. – 605, [3]с. – (Духовные учителя), с. 134.) Напомним, что смертными телами в Теософии считаются физическое, астральное и ментальное. Мы, говоря о сновиденном теле, имеющем плазменную природу, соотносим его с астральным и ментальным телами Теософии, которые, как и сновиденное, распадаются через какое-то время после смерти физического тела.
Шри Ауробиндо пишет: «По мере нашего продвижения [на пути Йоги] и пробуждения к душе в себе и в вещах мы начинаем постигать, что сознание есть и в растении, и в металле, и в атоме, и в электричестве, и вообще во всем относящемся к физической природе; мы даже обнаруживаем, что нельзя сказать, что это сознание во всех отношениях является более низким или более ограниченным, чем наше ментальное сознание; напротив, сознание во многих «неживых» формах является более интенсивным, более быстрым, более острым, хотя и менее развитым по части контакта с внешним миром». (Сатпрем. ШРИ АУРОБИНДО, или ПУТЕШЕСТВИЕ СОЗНАНИЯ. Перевод с французского И.В. Савенкова. Нижний Новгород: ДЕКОМ, 2010. – 344 с. – (Серия «Эра Водолея»), с. 53)
Наиболее раскрыты представления о реинкарнации в индийских Ведах и в Буддизме. Более половины жителей Земли признают учение о реинкарнации за истину. Выдвинутая нами теория сновидений не сможет существовать без признания реинкарнации, как инструмента эволюции сознания. Идея реинкарнации позволяет связать воедино все наши наблюдения относительно снов и сноподобных состояний, включая необычные состояния и способности человека. Конечно, атеистам будет трудно признать эти объяснения, так как согласно нашим выводам человек не является венцом творения природы, а представляет собой лишь один из этапов развития сознания и, следовательно, придется признать существование неких более развитых существ, некогда бывших людьми, а там недалеко и до признания Бога. В то же время, напротив, некоторым религиям будет так же трудно принять наши взгляды относительно реинкарнации, как одного из природных законов, так как нужно будет менять слишком многое в представлениях, записанных в книгах, претендующих на абсолютную истину, а тут недалеко дойти и до отрицания Бога. Я вижу и осознаю эти проблемы, а также понимаю, что на все нужно время. Поэтому пусть все идет своим чередом. Каждый из нас делает то, что может и должен.