Александр Смирнов

План преобразования России. Часть 14

Опубликовано

План преобразования России
Часть 14

Государство. Его конечный продукт

Определить конечный продукт государства непросто. Для этого нужно четко понимать, как возникает государство, для чего, какие цели преследует, каким образом функционирует, и какие виды конечного продукта может производить в принципе. Нам придется последовательно разобрать все эти вопросы. Постараюсь излагать кратко, чтобы читатель не успел заснуть.

14.1. Государство – инструмент развития общественных отношений.

Существует множество точек зрения относительно причин возникновения государства. Важным является понимание того, что исторически существовала объективная потребность в возникновении государства, раз оно возникло и существует до сих пор. Когда нам говорят, что государство возникло для подавления людей в результате заговора плохих людей – это ложь. Это все равно, что сказать, что люди возникли для страданий. Или же лев в прайде львиц – это угнетатель. Такая точка зрения возможна, но она малоинформативна, так как необъективна из-за излишней драматизации обычных эволюционных процессов человеческого общества и в целом животного мира планеты. Мы не намерены здесь рассматривать все многочисленные концепции происхождения государства, а изложим ту, с которой мы согласны, с одновременной критикой наиболее нам известных и навязываемых.

В своих размышлениях мы будем руководствоваться космологической методологией, разработанной нами специально для анализа глобальных и системных процессов как в космологии, так и в области процессов развития человеческого общества. Она включает в себя три основных принципа:

1. Упорядоченность;
2. Цикличность;
3. Принцип Подобия.

УПОРЯДОЧЕННОСТЬ. Все, что мы видим в природе и обществе, стремится к упорядочиванию. Вода стекает отдельными ручейками вниз по ландшафту, собираясь в реки, а затем стекает в низины, формируя озера, моря и океаны. В атомах электроны движутся по своим орбитам вокруг ядра, как и планеты вокруг Солнца. Прилетающие в Солнечную Систему большие и малые космические тела тут же встраиваются в общую систему движения, приобретают свою орбиту и далее уже на протяжении тысяч, или даже миллионов лет движутся по постоянным орбитам. Определенные виды растительности распространены лишь в определенных климатических зонах. Они не будут расти там, где слишком холодно, или слишком жарко, или слишком влажно, или слишком засушливо.

В общественных отношениях закон упорядочивания выражается прежде всего в иерархии. Если собираются два, или более индивида, они сразу же выстраивают свои отношения по принципу «свой-чужой», «сильный-слабый», «моя самка – твоя самка», «моя нора-твоя нора», «мой топор-твой топор», «моя территория-твоя территория», «я охочусь-ты готовишь пищу» и т.д. и т.п. Любая система стремится к упорядочиванию. А система – это два и более компонента, как субъекта, так и объекта, так как объекты подчиняются природным законам, а те потому и называются законами, что упорядочивают все существующее в нашем мире. Иерархия – это не только выстраивание отношений по вертикали (подчинения), но и по горизонтали – в виде распределения по видам деятельности. Данное распределение мы можем наблюдать как в человеческом обществе, так и в животном мире, что подтверждает наше мнение относительно естественного происхождения принципа упорядоченности в организации общественных отношений людей и внутривидовых отношений среди животных. Человеческое общество отличается лишь тем от животных, что система общественных отношений людей изменяется со временем, совершенствуясь, а у животных и птиц остается неизменной. И все же иерархия существовала, существует и будет существовать всегда! Иерархия – необходимый признак упорядоченности. Утверждающим обратное придется тогда согласиться, что электроны однажды откажутся вращаться вокруг ядра атома, и останутся лишь ядра атомов – без электронов. Это сценарий возможный, но маловероятный, так как Вселенная в тот же миг перестанет существовать.

Государство – это тоже форма упорядочивания, только в сфере общественных отношений, возникающих в результате совместной деятельности людей, объединенных общей территорией, языком, традициями и интересами. В зависимости от времени и уровня развития общественных отношений государство приобретает различные черты, изменяясь и подстраиваясь под требования членов своего общества – жителей страны. Не всегда изменение формы государства проходит безболезненно, но следует заметить, что на всем протяжении истории цивилизации человечества все существующие государства становятся все более и более социальными. Из этого можно предположить, что процесс становления государства все более социальным относится также к механизму упорядочивания и заложен в законах природы и общественных отношений, как механизм развития цивилизации.

ЦИКЛИЧНОСТЬ. Цикличность мы наблюдаем на всех уровнях. На микроуровне электроны совершают циклическое вращение вокруг ядер атомов, а так как вся материя состоит из атомов, то принцип «Цикличности» пронизывает все сущее. На макроуровне планеты на протяжении миллионов лет совершают движение по одним и тем же орбитам, что также свидетельствует о глобальном характере принципа «Цикличности». В окружающем нас мире растения, животные, рыбы и люди рождаются, растут, плодоносят, оставляют семена, или потомство, а затем разрушаются (умирают). Из желудя вырастает дуб, а не пшеница, от человека рождается человек, а не жираф, и так далее. Здесь мы воочию наблюдаем действие двух принципов – «Упорядоченности» и «Цикличности» в их взаимодействии.

Общественные отношения также развивается, проходя различные стадии. Марксистская теория подразделяет виды общественных отношений по принципу угнетатель-угнетенный: первобытнообщинный строй, рабовладельческое общество, феодальное государство, капитализм, социализм, коммунистическое общество. В демократических государствах применяется цивилизационный подход, разделяющий этапы общественных отношений различных стран в зависимости от культурного и технологического прогресса на протяжении всей истории: древнейший мир, античный, современный, атомная эра, информационная эра.

ПРИНЦИП ПОДОБИЯ. Согласно ему, все процессы микроуровня подобны процессам среднего и макроуровней. Любые жидкости текучи. Любая плазма имеет положительную температуру. И действительно, электроны вращаются по своим орбитам вокруг ядра подобно планетам вокруг звезд, звезды вращаются по своим орбитам вокруг центра галактик, и вполне вероятно, что галактики вращаются вокруг центра Вселенной.

Любые микрочастицы подобно людям, животным, растительности, планетам и звездам, рождаются, развиваются, стареют и погибают. Ведь нам известно, что все люди живут в среднем 70 – 80 лет. Деревья одной породы имеют приблизительно одинаковый срок существования. То же относится ко всем растениям и животным: животные одного вида также живут примерно одинаковое количество лет. Известны сроки распада некоторых материалов и химических элементов.

Скорее всего, определенный срок существования любой материи является проявлением первых двух постулатов КМ, не противореча в этом утверждении ни одному из них. Я предполагаю, что срок жизни планет приблизительно одинаков, и он соотносится с количеством оборотов нашей Солнечной Системы вокруг центра галактики. Во всяком случае, это вполне логичное умозаключение, и оно не противоречит всем трем постулатам КМ. Собственно, предположить о едином сроке жизни планет мы были вправе уже при открытии первых двух постулатов Космологической Методологии.

В общественных отношениях людей мы можем найти практически все формы, которые используют в своих сообществах животные, птицы и насекомые (семья, стая). В силу принципа подобия, чтобы подтвердить объективность какого-либо предполагаемого явления, мы просто обязаны найти подобное явление хотя бы на одном из трех возможных уровней, а лучше всего на всех сразу. Это и будет показателем объективности высказываемого предположения.

14.2. Классификация развития общественных отношений

Что касается развития общественных отношений в человеческом обществе, и исходя из предлагаемых трех принципов Космологической Методологии, мне ближе классификация, которая может характеризовать уровень эволюционного развития в зависимости от уровня ответственности как определяющего показателя цивилизационной развитости отдельной личности и общества в целом. Эта классификация выглядит следующим образом: индивидуум, семья, группа (род), нация, человечество, мир.

ИНДИВИДУУМ выживает самостоятельно. Он не желает заботиться о ком бы то ни было. Он обеспечивает себя питанием, одеждой и пристанищем. Сама мысль о необходимости заботиться о другом человеке ему неприятна. Такие люди были и есть всегда. Просто на заре цивилизации они составляли большинство, а в настоящее время их меньшинство. Но в любых странах и любом обществе – с самых древнейших времен, и до сегодняшнего дня – мы можем наблюдать индивидуумов, не желающих иметь семью, или участвовать в жизни общества.

Индивидуумы выбирают виды деятельности, которые соответствуют их внутренним потребностям оставаться в одиночестве. Это прежде всего закоренелые преступники и другие антисоциальные личности. Для них есть лишь их желания. Они готовы силой или хитростью отнять имущество у того, кто слабее. Как ни удивительно, к индивидуумам относятся также люди, представляющие им полную противоположность. Это различного рода духовные подвижники – монахи, суфии, йоги и т.п. Третий вид представляет собой исследователей, ученых, путешественников, различного рода творческих людей, которые допускают семью лишь как обслуживающую их субстанцию, так как мысленно постоянно находятся далеко от действительности.

СЕМЬЯ – это второй уровень ответственности для людей и любого человеческого сообщества в целом. Желание иметь самку для спаривания со стороны мужчин, и защиту себя и потомства от других самцов для женщин породило семью. Ведь если возникает пара, то и дети чаще всего появляются. Уровень ответственности возрастает почти мгновенно с себя одного любимого (индивидуума) до нескольких человек, в зависимости от количества детей. Семья – это принципиальное усложнение общественных отношений. Изменяется весь уклад жизни: нужно жилье, нужны запасы пищи, нужно распределять обязанности и контролировать выполнение их каждым членом семьи. В конце концов, нужно сражаться, защищая свою семью, жилье и припасы, а, следовательно, быть не только охотником, или рыболовом, но и воином. Появляется необходимость жертвовать своей жизнью ради сохранения жизни членов семьи. Но самой большой проблемой является то, что количество пищи для семьи требуется большее, чем можно добыть охотой, или рыболовством. Вот когда возникают новые виды деятельности: скотоводство и земледелие. Конечно, это не значит, что охота, рыболовство и собирательство (грибов, ягод, орехов, меда и др.) исчезают – вовсе нет. Просто требуются запасы пищи, которые могут долго храниться. В скотоводстве это пасущийся скот, в земледелии это сложенное в амбаре зерно. Но скотоводство и земледелие – это сложные виды хозяйствования, которые требуют новых орудий труда, закрепления определенных территорий (под пастбища, поля и выгоны) и самое главное – постоянной охраны имущества. Ведь количество отдельных индивидуумов – представителей первого уровня ответственности человеческого сообщества – все еще очень большое, уровень их цивилизованности в большинстве случаев низок, соответственно уровню ответственности, и потому они считают себя вправе украсть, выпросить, а также силой отнять еду, или другое имущество.

Именно в этот момент возникают устойчивые группы людей, объединенных общими интересами. Чаще всего это были члены одного рода.

ГРУППА (род, племя) уже могла решать возникшие перед ее членами проблемы нового уровня. В России группа чаще всего называла себя «Обществом», подразумевая все семьи, живущие по соседству, к примеру, в одной деревне. Слово «Деревня» — производное от «деревянная» (застройка). Действительно, русские деревни застраивались, как правило, деревянными домами, банями и хозяйственными постройками. Общество назначало сторожей, следивших за возникающими пожарами и появившимися разбойниками, чем обеспечивало безопасность группы. Общество распределяло землю под пашню, сенокосы, огороды, пастбища и выгоны. Общество разрешало споры между семьями, или отдельными личностями. Общество определяло правила поведения всех своих членов и требовало их соблюдения. Злостные нарушители изгонялись из группы по принципу «куда хошь иди!» Во время набегов вражеских групп с целью грабежа все население становилось воинами, ставившими над собой старшего.

Естественным образом в обществе появилась должность старшего (старосты, или иного названия). Все люди рода приходили к старшему со своими вопросами и заботами. Приходили к нему домой, чаще всего вечером, после работы. Многие вели коней с поля. Поэтому возле дома старостам приходилось мастерить коновязь, чтобы можно было привязать коней, а самим спокойно поговорить. Сначала люди договаривались встретиться у дома старосты, потом у коновязи, а потом просто «у князи». Сами люди, сократив неудобное «у коновязи», прозвали старосту князем.

Русское слово «Князь» произошло от русского же слова «Коновязь», а не от норманнского «конунг», или готского «куни», как утверждают некоторые из историков. (Они бы еще русское название рыбы «язь» вывели от какого-нибудь европейского «луни». Что за бессмысленное рабское почитание чужого языка?) Вообще, «ЯЗ» — начальная корневая форма русского языка. К примеру, слово «язык» образовано от нее. И если уж выяснять происхождение слова «князь», следовало вначале обратиться именно к «языку», ведь князь – это прежде всего человек, умеющий разговаривать с людьми, то есть хорошо владеющий языком. Такое происхождение слова и логично, и основано на фактах – структуре словообразования в русском языке. Поэтому при создании нового слова «князь» люди руководствовались и владением «старшими» (старостами) языком, и местом решения всех насущных вопросов у коновязи дома старосты. Вот так появились на Руси первые князи. Это были старосты (а не старейшины, как опять же пишут некоторые историки: институт старейшин совершенно иной) – наиболее авторитетные мужи рода, умные, рассудительные, сильные, лидеры по своему складу характера, хорошие организаторы, как правило, лучшие воины. Это еще не было государство в современном понимании, но это было предшествующее положение общественных отношений.

Все народы прошли стадию родо-племенных отношений, и в исторической науке это не оспаривается. Следовательно, мы можем говорить об этапе развития человеческого общества в виде родов и племен, как непосредственно предшествовавшем появлению государства. Государство возникло одновременно с появлением нации.

Появление НАЦИИ и одновременно государства обусловлено очередным усложнением общественных отношений. Первой причиной явилась необходимость межплеменных браков, чтобы не допустить рождения неполноценных и уродливых младенцев. Конечно, можно говорить о том, что люди не обладали необходимыми знаниями, но нельзя не заметить, что люди и в то время были очень наблюдательными. Они росли в непосредственной связи с природой, и если уж изучали особенности поведения диких животных, и даже начали профессионально заниматься скотоводством, то уж заметить, в каких случаях рождаются уродцы, а в каких здоровые дети – это было лишь вопросом времени. К примеру, один из древнейших русских праздников Ивана Купалы, отмечаемый в день летнего солнцестояния, посвящен именно вопросу недопущения смешения крови. Легенда об Иване Купале и Марье Костроме гласит, что Марья, имея на руках малого брата, оставленная дома одна, ослушалась родителей, и пошла с братцем играть в поле-полюшко чистое, где налетели гуси-лебеди и унесли братца в края далекие. Встретились они, уже будучи молодцем и девушкою, не узнали друг друга, но полюбили. Мать Купальница благословила их свадьбу, но однажды случайно правда раскрылась, и решили тогда Иван-да-Марья утопиться в речке. За кровосмешение, во всяком случае на Руси, полагалась смерть. Но боги сжалились: «- Поднимайтесь, Купала и Кострома, брат с сестрою и муж с женою! Выходите вы из Смородины, и ступайте в Навь, во дремучий лес! Обернитесь цветком-травою – той травою, что брат с сестрою! Тем цветком, что Купала-да Кострома. В ночь Купалы цветы будут люди рвать, станут петь они, станут сказывать: «Вот трава-цветок – брат с сестрою, то Купала – да с Костромою. Братец – это желтый цвет, а сестрица – синий цвет». (Свято-Русские Веды. Книга Коляды / Воссоздание песен, обработка, переводы с разных славянских языков и диалектов А.И. Асова.- М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001.-496 с., с. 393-394) В другом древнерусском предании описывается, как за кровосмешение матери с сыном обоих заживо закопали в землю. Из этих преданий ясно, какое важное значение люди еще в глубокой древности придавали недопущению кровосмешения и межплеменным бракам. Распространяемое западными учеными мнение, будто в ночь Ивана Купалы все русские занимались в лесах беспорядочным сексом, призвано опорочить русский народ, и только. Это мнение не соответствует самой природе праздника, его летописным источникам и народной традиции.

Таким образом, прежде всего, именно необходимость налаживания добрососедских отношений с соседними группами жителей (деревнями, родами, племенами, стойбищами) приводила к формированию нового уровня общественных отношений в виде нации – общности, объединенной языком, сходными традициями, укладом жизни и др. Не война, не злоба и зависть, как утверждают Гоббс и марксистская классовая теория, а жизненная необходимость в здоровом потомстве явилась первой и определяющей причиной формирования нации и государства.

Второй причиной налаживания постоянных межгрупповых отношений явилась торговля. В хорошие годы у производителей образовывались излишки зерна, или скота. А ведь зерно больше года лежать не будет – сгниет. И лишний скот не прокормишь – весь корм сосчитан на год вперед. Поэтому, чтобы излишки не пропали, их лучше продать и купить что-нибудь нужное, или просто красивое – порадовать жену и детишек. Никогда не было секретом, что люди испытывают радость от владения хорошей вещью, причем не день, не два, а много лет. Радость – это не философское понятие, а самое что ни на есть человеческое, простое и желанное. Торговля, ее расширение, с появлением все большего количества товаров и увеличением протяженности торговых путей, способствовала формированию наций в зависимости от вида производимых товаров. Одни племена занимались скотоводством, и так как товар их был сходен, то и общение формировалось между соседними скотоводческими племенами. Земледельческие рода и группы объединялись в караваны для большей безопасности в пути с родственными племенами, производящими аналогичные товары, для следования туда, где они могли их обменять на другие, или с выгодой продать.

Как пример, можно назвать один из древних народов русославян – Весь. Весь существовала до названия этой территории Русью. Почему-то принято говорить об угро-финском происхождении Веси, совершенно не беря во внимание русское название. Ведь «Весь» – это село, или деревня. «По городам и весям разнесли слова царя». «По городам и весям пришлось долго странствовать Ивану-царевичу». Я уж не говорю о том, что «весь» также является указательным местоимением в русском языке – весь, всякий, всякие – и тем самым относится к словообразующим основам русского языка. Название «Весь» говорит о сельском образе жизни этого народа, о том, что основным его трудом было сельскохозяйственное производство, и по языку они были русскоговорящими. Но было ли это племя, или уже нация? Если города уже существовали, то существовала и нация. Если нет – то тогда информации недостаточно.

И, наконец, третьей причиной явилась необходимость обеспечения безопасности сразу некоторого количества родов, проживающих на соседних территориях. И в самую первую очередь необходимо было обеспечить охрану торжища, где производилась торговля, так как в таких местах было сосредоточено большое количество материальных ценностей, и соблазн пограбить был слишком велик. Некоторое количество устойчивых групп людей (родов) осознали свою взаимосвязь и приняли решение ее поддержать, усилить и сохранить. В этот момент возникла необходимость в централизации. Необходимо было организовать охраняемое торжище, постоянный отряд воинов для защиты уже всей территории нации и, естественно, одного князя для управления всеми этими процессами. К примеру, первых князей нации на Руси избирали выборные от родов, тоже князья (старосты). То есть князя старосты выбирали промеж собой, затем донося известие до своих родов (весей, деревень, хуторов, стойбищ).

На месте торжищ зачастую возникали города. Вообще, город – это несомненный признак существования нации и государства. Поэтому когда некоторые историки пишут относительно Новгорода, что к моменту призвания Рюрика в IX веке на Руси не существовало государства, а присутствовали родо-племенные отношения, и управление осуществлялось толпой в виде Вече, имея, видимо, в виду, что вече – это просто сборище, толпа, а не орган государственного управления, они грешат либо незнанием, либо непониманием, либо злым умыслом. Вече – территориальная, а не родо-племенная форма управления, и даже по этому единственному признаку уже является органом государственного управления. Если, конечно, не знать еще того, что на Вече могли выступить и простые граждане, а вот голосовать только вечевики, или вечевые, вечники, то есть выборные от территорий. «Вечник – член веча, мирянин с голосом на сходке; депутат, представитель, выборный». (Даль В.И., Толковый словарь живого великорусского языка: Современное написание: в 4 т. Т.1. А – З /В.И. Даль. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004. – XXVI, 1155, [3] с., 1 портр., с. 321)

Почему-то принято считать, что на Вече правом голосования обладали все жители города. Представьте себе, к примеру, двадцати- или тридцатитысячное население Новгорода, да еще огромное количество приезжих. Ну и кто сможет проконтролировать, житель ты этого города, или не житель, имеешь ты право голосования, или не имеешь. Не нужно считать наших предков дураками – они таковыми никогда не были, а наоборот, были очень разумны. В деревнях был сход, который тоже иногда называли вече, и в котором принимали участие все жители. Вот это было вече родо-племенное. Но даже оно не было всеобщим, «базарного» типа, а имело строго упорядоченный регламент. К примеру, голосовали только мужчины – главы семей, постоянно проживающих в составе группы (деревни, рода, племени). Не голосовали неженатые мужчины, все женщины, старики на содержании и дети. Они и выстраивались на собраниях соответствующим образом: имеющие право голосовать – в центральном полукруге вокруг старосты (князя), все остальные за ними. Люди сызмальства были приучены к таковому порядку, и свято его соблюдали. Зная это, говорить о вече, как неупорядоченном собрании, по крайней мере, не умно. И все же в деревнях было принято собрания называть «сход», а не «вече».

Вече на Руси зародилось и существовало на уровне нации – некоторого количества населенных пунктов вокруг одного центрального – как правило города, дублировало систему родо-племенной сходки, но и в то же время было отлично от нее. Во-первых, Вече было организовано по территориальному принципу: в нем были представители от всех родов и племен, входящих в создавшееся национальное образование, коим присваивалось название по наименованию центрального города (Новгородцы, Суздальцы, Смоляне и т.д.). Эти выборные представители только и имели право голоса на Вече. Они занимали центральное место вокруг князя, причем у каждого было свое особое место. Ближайшие сторонники вечников становились за ним. Что касается остальной публики, то все решалось наличием, или отсутствием свободного места. Чаще публика толпилась сзади: неженатые мужчины, женщины, старики на содержании, дети и приезжие по определению; мужи же семейные вставали за вечниками. Каждый вечник представлял одну из групп княжества (деревни, села). И чем больше было таких групп, тем больше было вечников. Если Вече назначалось заранее и имело важное значение, то вечники созывали для поддержки людей из своих как бы сейчас сказали, «выборных округов». Со временем количество вечников было ограничено, и вновь присоединяемым территориям предлагали присоединяться к тому, или иному вечнику, чтобы тот представлял их интересы. В этот момент родилась первая несправедливость. А ведь Вече было создано нашими предками очень давно, и названо «вечным», то есть на все века. Веком, если вы помните, на Руси называли срок жизни, который был разным: у человека составлял 100 лет, у дуба – 1000, а у Вселенной – все ее бытие. Позднее веком стали считать просто период в 100 лет. Об этом можно также посмотреть в словаре Даля.

Собственно, Новгородское Вече по своей форме организации было прообразом современного парламента демократических государств, включая избрание князя (президента). Только уже сформировавшаяся нация могла создать орган государственного управления по территориальному принципу и строить города. Государство в любой стране возникает задолго до строительства городов, так как нация сначала осознает свое единство в виде территории, единого языка и возможности межплеменных браков, создает единое торжище, где все жители окрестных родов и племен продают и обменивают свои товары, а уже только потом приступает к долгому процессу формирования органов государства с одновременным строительством, или укрупнением населенного пункта рядом с торжищем, который в будущем станет городом. Впоследствии уже города объединяются в страны, но этот процесс представляет собой часть периода формирования наций, и поэтому мы не будем особо на нем останавливаться.

В разных странах формы государственного устройства и управления отличались, общим был лишь процесс формирования наций. Процесс образования наций мы можем наблюдать на примере практически всех стран. Это процесс долгий, болезненный, но постоянный. И он присущ всем странам. Именно поэтому предлагаемая нами классификация носит универсальный характер, и, самое главное, предполагает будущие изменения в системе общественного устройства, которые также станут неотъемлемой частью данной систематизации. В настоящее время много наций уже сформировалось, хоть и в разной степени. Мы можем наблюдать эти процессы как на примере бывшего Советского Союза, так и на примере Российской Федерации. Более того, нам выпала удача жить во времена формирования общности всего человечества.

ЧЕЛОВЕЧЕСТВО уже начало осознавать себя в виде единой общности. Создаются органы единого управления. Тому пример Организация Объединенных Наций. Можно рассуждать о правильности, или неправильности принимаемых решений, о губительности процессов глобализации, но цикл формирования единой общности человечества уже не остановить. И армии в каждой стране все равно перестанут существовать, пусть для этого и понадобится много десятилетий, а может быть, и столетий. Армия будет одна на всю планету, и это правильно – естественно, для будущего времени, когда нации осознают свою взаимозависимость и необходимость поддержания добрососедских отношений. Уже сейчас мы видим, как армия полицейских, функцией которой является поддержание порядка в человеческом обществе, превышает по количественному составу войсковые соединения. Простые пожарные преобразуются в службу помощи в чрезвычайных ситуациях, беря на себя не только пожары, но и цунами, землетрясения, взрывы газа в домах, освобождение людей из завалов и даже вызволение из неприятностей животных.

Можно предположить, что государство – это необходимый инструмент процесса формирования человеческого общества на уровне наций. До начала формирования наций государства не существовали, и после объединения наций в единое человеческое сообщество государства перестанут существовать, во всяком случае, в их нынешнем понимании. Формы государства различны, но все они используются именно на этапе формирования наций. Не трудно заметить, что государство, как любой цикл, также имеет момент своего зарождения, развития, расцвета, а затем неизбежно вступит в пору зрелости и в определенный момент перестанет быть необходимым, прекратив свое существование. Исходя из высказанной идеи, вполне вероятно ослабление значения института государства в ходе формирования общественных отношений именно как человечества в целом. Конечно, многие функции государства будут сохранены, но, к примеру, содержание армии в ее нынешнем понимании исчезнет. Институты самоуправления народов планеты разовьются и станут определяющими. Люди будут руководствоваться более этическими принципами и моральными законами, чем законодательством. Возникнут этические службы контроля.

Следующий этап развития общественных отношений мы назвали неоднозначно-понимаемым словом «МИР». Под словом «Мир» можно подразумевать два возможных сценария развития человеческого общества. Первый заключается в осознании единства всех разумных рас нашей галактики, что пока звучит несколько фантастично, но исходя из некоторых космологических теорий, следует, что на многих планетах есть разумная жизнь. Второй сценарий подразумевает осознание единства человечества со всей природой планеты. Действительно, мы воочию столкнулись с разрушением экологической упорядоченности на Земле в результате деятельности человека, которая начинает угрожать выживанию всего человечества. Скорее всего, о следующем этапе формирования общественных отношений узнают наши потомки, а не мы, но предложенная нами классификация подразумевает постепенное усложнение системы, с соблюдением, естественно, принципа упорядоченности (иерархии), цикличности и принципа подобия.

В любом человеческом обществе присутствуют одновременно несколько видов общественных отношений (ОО). При этом при появлении более высокой формы ОО не исчезают первоначальные, к примеру, ИНДИВИДУУМ, или СЕМЬЯ, но они наполняются всякий раз новым смыслом и содержанием. В этом особенность ОО человеческого общества, его эволюционная значимость. Эволюция человеческого общества влечет за собой эволюцию личности, и наоборот. Поэтому очень важно поощрять как развитие каждой личности, семьи, рода, нации в отдельности, так и человечества в целом.

Как мы и говорили, в любой момент времени мы можем наблюдать общественные формации на разных стадиях своего формирования. К примеру, членами Российской Федерации являются народности, еще не ставшие нацией, или принявшие искусственно созданную нацию россиян, народы, только лишь приступившие к осознанию себя в виде нации, и вполне сформировавшиеся нации. Поэтому-то, в зависимости от уровня формирования нации, статус различных территориальных и национальных образований в Российской Федерации различен. Есть автономные области, автономные округа, автономные республики и республики. Республики готовы к тому, чтобы выйти из состава России, как только разовьют в достаточной мере экономическую сферу, позволяющую обрести экономическую и политическую самостоятельность, перейдя в статус независимой страны. Примером может служить распад Советского Союза на пятнадцать самостоятельных стран. Следует понимать, что данный процесс формирования наций, образования самостоятельного государства и отделения в виде страны всегда предшествует последующему вхождению в общечеловеческие объединительные процессы, но уже на равных, достойных условиях. Поэтому бояться этого не нужно. Следует лишь предпринимать меры по недопущению превращения исторически оправданного процесса взросления наций в неконтролируемые агрессивные военные действия, угрожающие спокойствию окружающих стран и народов.

Так как мы определили, что государство – это инструмент обеспечения развития общественных отношений в виде наций, то становится понятным и конечный продукт деятельности любого государства: процветающая и пользующаяся мировым авторитетом нация.


Авторские права защищает Международный юридический центр «Номос»

Нижний Новгород,
ул. Маршала Казакова, 3
+7 (831) 312-32-45


Подписывайтесь в соцсетях: