Александр Смирнов

План преобразования России. Часть 19

Опубликовано

Производство сельскохозяйственной продукции

Прежде чем начать нашу тему, хотелось бы похвалить президента и правительство за успешное выполнение пункта первого плана преобразования России – налаживание дружеских взаимоотношений со странами как Востока, так и Запада. Поездка в июне 2015 года Путина В.В. в Италию и встреча с действующим президентом, а также претендентом на эту должность и Папой Римским в политическом плане дали России больше, чем введение контрсанкций против Запада. Поддержка Греции также помогла этой стране сохранить собственное достоинство в глазах мирового сообщества, когда Евросоюз занял позицию строго отца и с ремнем и угрозами начал унижать гордую, в общем-то, нацию. Проведение хорошо освещаемого в средствах массовой информации экономического форума в Санкт-Петербурге, победы российских спортсменов, проведение международных конкурсов классической музыки (Глинки, Свиридова, Чайковского и др.), развитие международных отношений в рамках БРИКС, ШОС и др. формируют новый взгляд на Россию, как страну успешную, сильную, способную защитить не только себя, но и слабого! Это очень хорошо! Следует не успокаиваться на достигнутом и дальше развивать эту линию политики, так как она является базисом всей политики страны на долгосрочную перспективу.

Мы же будем говорить о развитии сельского хозяйства, то есть обращении нашей страны ко второму конечному продукту после нефти и газа, названному нами в 3 и 4 главах «Плана преобразования страны» — сельскохозяйственной продукции. То, что этот шаг необходим, и он предопределен, мы уже говорили. Сейчас время пришло начать действовать. Конечно, нас к этому вынудили европейские страны, принявшие экономические санкции, но и без этих санкций другого пути не было. Количество свободных земель для ведения сельского хозяйства у нашей страны самое большое в мире, в том числе земель лучших в мире: это объективная данность, и она предопределяет наш выбор.

Итак, президент наконец-то озвучил новую цель: развитие сельскохозяйственного производства! И, естественно, все чиновники поудобнее уселись в своих креслах, и стали ждать, когда кто-то (читай: граждане России, предприниматели) ринутся в поле и ну давай работать? Фиг Вам, не сказать хужее… Рано ручки сложили! Президент – это не Бог. Его слова воплощаются в жизнь иначе. А предприниматели уже «за………» ломаться, когда нет ни заработка, ни уважения, ни пенсий – ничего, что могло бы их заинтересовать. Поэтому никто не ринулся, ломая ноги, выполнять заветы президента. Удивительное дело?! Все чиновники говорят, что в сельском хозяйстве сейчас можно заработать миллионы, а предприниматели знай посиживают, да приглядываются…

Вообще, частая ссылка чиновников на где-то там зарабатываемые миллионы выглядит в предпринимательском мире профанацией. Может быть, где-то так и происходит, но я, к примеру, испробовав почти все виды бизнеса, не нашел этой золотой жилы. Замечаю, что немереные миллионы «зарабатываются» лишь женами, дочерьми, зятьями и пр. крупных московских чиновников, но не могу назвать этот вид деятельности истинным предпринимательством. И эти люди не станут заниматься тяжелым трудом…

А истинным предпринимателям, чтобы заняться новым видом деятельности, необходимо иметь совершенно четкий бизнес-план, подтверждающий с помощью экономических расчетов прибыльность дела. Призывы даже и президента значат довольно мало там, где люди рискуют своим домом, квартирой, благосостоянием своей семьи – и судить их за это не приходится. Они поступают совершенно правильно! А вот государство Россия в данном конкретном случае недорабатывает, и нам всем предоставляется уникальный шанс обучиться правильному ведению дел на этом конкретном примере всей страной сразу.

Почему этим должны заниматься чиновники? Да потому, что если государство хочет быстрого результата, то должно поставить себя на место предпринимателя, само сделать все необходимые расчеты, убедиться, что прибыль получается при любом раскладе, даже в случае потопа, засухи, или землетрясения, а уж потом требовать от людей, чтобы они рисковали всем своим имуществом и благополучием своих семей, начав заниматься новым для них видом бизнеса. К примеру, почему реформы Столыпина дали такой быстрый и ощутимый результат для России? Да потому, что для сельхозпроизводителей были созданы условия заведомо выгодные, такие, что данный факт был очевиден: бесплатно выделяемая земля на вечные времена, которая была позднее отнята Советской властью и полное освобождение от всех налогов на 10 лет! А что наше государство в наше время сделало для создания таких условий? Запретило ввоз некоторых товаров в страну с Запада? Так есть еще Восток! Вы об этом слышали что-нибудь? Оттуда тоже везут сельхозпродукцию.

То есть пока со стороны государства имело место лишь одно реальное и при этом правильное действие: поставлена Цель развития собственного сельскохозяйственного производства! Собственно, и это уже хорошо, но, к сожалению, совершенно недостаточно!

Следует провести необходимую работу, и затягивать нет смысла, так как осень может закончиться громким «пуком», когда начнут искать виновных и козлов отпущения, а причина известна уже сейчас: отсутствие плана проведения необходимых мероприятий и даже, не побоюсь сказать: отсутствие представления о том, какие это должны быть мероприятия. Поэтому предлагаю свое видение такого плана.

Для предпринимателя, организующего новое, или расширяющего старое, дело, важны следующие показатели:

1. Дешевые кредитные ресурсы («капитал» так называемый);
2. Прозрачная система налогообложения («без завихрений» и подводных камней);
3. Наличие, либо отсутствие сбытовой сети;
4. Вменяемые налоговые и иные контролирующие органы;
5. Возможность застраховать риски;
6. Наличие, либо отсутствие возможности гарантированного сбыта продукции государству по фиксированным ценам.

Начнем с первого – дешевых кредитных ресурсов. Не секрет ни для кого, ну может, за исключением российского правительства, что экономика страны развивается при наличии дешевых кредитных ресурсов, тормозится при дорогих кредитах и полностью стагнирует и разваливается при отсутствии таковых. К сожалению, теоретикам марксизма-ленинизма это тоже неизвестно, так как, по их мнению, мифические «капиталы и прибавочная стоимость» образуются сами собой, лишь при наличии рабочей силы и эксплуатации ее «злыми капиталистами». Так вот – это вранье! В современном мире все рабочие (оборотные) капиталы заемные. А накопленные в недвижимости, акциях и облигациях служат лишь гарантией возврата этих кредитов. Сами по себе они не дают возможности создания нового дела. Быстрая продажа таких активов тоже невозможна, что наглядно продемонстрировал кризис 2008 – 2012 годов.

Итак, первой задачей правительства, если оно, конечно, желает, а не просто «болтает», быстрого подъема производства сельскохозяйственной продукции, является обеспечение реального сектора экономики, или хотя бы сельхозпроизводителей, кредитами на долгосрочной основе не дороже 4 – 5% годовых. Мы можем объяснить, как это сделать, но должно же наше доблестное правительство хоть что-нибудь делать само… Тем более, что оно, хоть и медленно и неуверенно, подобно ребенку, учащемуся ходить, сейчас движется в правильном направлении. Хотелось бы, конечно, чтобы правительство России было не ребенком, а профессионалом, но, видимо, одной жизни для этого недостаточно.

«Прозрачная система налогообложения» подразумевает не только простоту и возможность подсчитать заранее все расходы, но и «заточенность» под производителя. Сегодняшняя система налогообложения России «заточена» под торговлю, и потому торговые центры растут «как на дрожжах». В то же время производители сельскохозяйственной продукции, да и вообще любые производители в России, ну, кроме госкорпораций, естественно, приходят в упадок, либо влачат жалкое существование. Естественно, что никакого быстрого подъема производства сельскохозяйственной продукции при таком положении дел не будет.

Приведем пример из сегодняшней жизни. Производитель овощей платит НДС по мере отгрузки. Естественно, что он не может себе позволить отгрузить продукцию с условием отсрочки платежа, так как практически сразу может оказаться банкротом. Денег не поступило, а НДС в бюджет и налог на несуществующую прибыль уже нужно заплатить. Поэтому производитель не отгружает продукцию, а требует предварительной оплаты. Это естественно и правильно.

Крупные торговые центры никогда и никому не платят предоплаты, так как не обладают собственным оборотным капиталом, и оперируют исключительно продукцией, поставляемой с отсрочкой платежа. Более того, они соревнуются за то, чтобы отсрочка была как можно больше – вплоть до трех, а то и шести месяцев. Сотрудничество между производителем и торговлей в данном случае невозможно.

Если производитель освобожден от уплаты НДС, то торговые центры попросту не станут с ним работать, так как в этом случае уровень наценки должен быть достаточным, чтобы покрыть и НДС и обеспечить прибыль. А это как минимум 50 – 60%, что делает продукцию неконкурентоспособной. Сотрудничество и в данном случае невозможно, особенно при отсутствии доступных кредитов! Следовательно, сегодня в России невозможно обеспечить сбыт продукции сельхозпроизводителей в существующих торговых сетях. Естественно, даже при наличии возможностей для увеличения производства таковые не будут реализовываться. А чтобы построить, либо купить свои магазины, нужно время, большие деньги, да и является непрофильным видом бизнеса для производителей.

Возможно три решения этой проблемы:
1) Введение для средних предприятий, которые могут стать оптовыми посредниками между производителями и торговлей, половинной ставки НДС;
2) Перевести исчисление НДС по оплате, а не по отгрузке;
3) Отмена НДС.

Второй и третий варианты, как мне кажется, вряд ли будут рассматриваться, так как исчисление НДС по оплате уже было в нашей истории, и оно показало для государства явную невыгодность. А вот что касается первого предложения, то оно вполне возможно. Мы, видя проблемы экономики России, предлагаем ввести половинную ставку НДС, налога на прибыль и имущество для средних предприятий уже давно, но правительство России почему-то вместо этого увеличивает разрешенный годовой оборот для малых предприятий. Это неправильное решение. Переведя таким подпольным образом средний бизнес в малый, проблем экономики не решить, и приведенный выше пример тому подтверждение.

Оптовый посредник между производителем и торговлей необходим не только лишь для облегчения распределения налоговой нагрузки. За счет объемов он может частично кредитоваться у производителя, но на небольшой срок, у торговли за счет товара с коротким сроком реализации, и в банковской системе с целью обеспечения оборотного капитала по основной деятельности. Опять же нужны кредиты, и не очень дорогие – не более 7 – 8% годовых.

Оптовые посредники – средние предприятия – могут стать, и скорее всего станут, так называемыми «логистическими центрами» обслуживания городов. Они же, только на более мелком уровне, позволят связать деревню с городом, обеспечив сбор излишков продукции у населения.

Без появления оптовых посредников (логистических центров) развитие производства сельскохозяйственной продукции будет сильно сдерживаться, если вообще будет возможно, а без введения половинной ставки НДС таких посредников не появится.

Налог на землю – это вопрос, который как бы отдан на откуп местным органам власти, на самом же деле решается губернаторами. Можно было и не прятать данный факт. Собственно, так как стоимость сельскохозяйственной продукции напрямую зависит от размера налога на землю, причем никаких скидок для неурожайных лет не предусмотрено, то вопрос о минимально возможном размере этого налога должен решаться на правительственном уровне, естественно, на длительный срок, и, конечно, лишь для реальных производителей сельскохозяйственной продукции.

Остальные критерии налоговой системы уже известны, и мы лишь напомним их: публичное и заблаговременное уведомление налогоплательщиков об изменениях налогового законодательства; объявление сроков, в течение которых ставки налогов не будут изменяться в большую сторону; разумность размеров ответственности за налоговые нарушения (не уничтожение предприятий, а именно наказание рублем); нормальная (вменяемая) регулярность налоговых проверок; недопущение обвинительного уклона при проведении налоговых проверок.

Об отсутствии сбытовой сети для сельхозпроизводителей мы уже сказали. Существующая огромная сеть торговых центров для производителей закрыта из-за перекосов в налоговой системе. Решить эту проблему может лишь государство. Для организации собственных сбытовых сетей производителям не хватит ни времени, ни денег, ни сил. Это что касается той продукции, которая реализуется непосредственно населению. Все, что продается другим предприятиям, к примеру, как сырье для переработки, особых проблем при реализации не вызовет. Поэтому на этом останавливаться не станем.

Но есть и третий вид продукции: зерновые. Пшеница и рожь, к примеру, относятся к стратегическим ресурсам государства, и потому государство обязано стимулировать их производство. К государственным стимулам относятся: льготное кредитование; обязательные государственные закупки; заблаговременное объявление закупочной цены; обязательное страхование от неурожая и стихийных бедствий производителей стратегических видов сельскохозяйственной продукции. Применяемое ныне по аналогии с советскими временами выделение горюче-смазочных средств для проведения посевной компании, или другие подобные меры относятся к «седому» прошлому, и не имеют ничего общего с современными требованиями. Не просто посеять, а там как получится, а организовать производственный процесс он начала до конца – реализации продукции – вот цель.

Далее позднее…


Авторские права защищает Международный юридический центр «Номос»

Нижний Новгород,
ул. Маршала Казакова, 3
+7 (831) 312-32-45


Подписывайтесь в соцсетях: